|
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — художественный стиль, почти безраздельно господствовавший в искусстве устойчивого коммунистического (социалистического) общества. Искусство С.р. должно было изображать жизнь в свете идеалов коммунизма (социализма). Предполагалось, что эти идеалы определяют не только содержание произведений искусства, но и их форму. «Литература и искусство социалистического реализма, — констатирует «Литературный энциклопедический словарь» (1987), — создали новый образ положительного героя — борца, строителя, руководителя. Через него полнее раскрывается исторический оптимизм социалистического реализма: герой утверждает веру в победу коммунистических идей, несмотря на отдельные поражения и потери». Термин «С.р.» появился в советской печати в 1932 как попытка конкретизировать отстаиваемую представителями «Ассоциации пролетарских писателей» идею перестроить литературу на основе «диалектико-материалистического творческого метода». Принцип С.р. был провозглашен М. Горьким и поддержан Сталиным. «Социалистический реализм, — говорил Горький на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей (1934), — утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле». Примерно в это же время в нацистской Германии начал утверждаться художественный стиль, в сущности аналогичный С.р. («изображение действительности в ее революционном развитии»), но ориентированный не на построение коммунизма, а на создание чисто арийского гос-ва («тысячелетнего рейха»), эксплуатирующего покоренные им народы. Сталин и Гитлер понимали несомненную значимость выступлений деятелей литературы и искусства в поддержку их режимов. Оба диктатора сознавали также, что эффект подобных выступлений заметно усилится, если люди искусства будут объединены в соответствующие организации, действующие якобы на основе принципа добровольности и руководствующиеся в своем творчестве идеей построения «нового общества». В мае 1933 Геббельс прямо заявил, что в соответствии с требованиями нового режима «все события культурной жизни должны быть связаны с осознанной политико-идеологической пропагандой», а все, что связано с «еврейско-либеральным направлением... должно быть вырвано с корнем». Принцип «Искусство должно быть понятным народу» был основным мотивом борьбы тоталитарных обществ с модернистским искусством, во многом ориентировавшимся на избранных. Искусство понятно самой широкой аудитории, только если оно предметно, реалистично. Отсюда необходимость в С.р., т.е. в реалистическом искусстве, отображающем мир в свете социалистических идеалов, и в «национал-социалистическом реализме», представляющем настоящее с позиции национал-социалистических идеалов. Телеологический реализм тоталитарного искусства являлся параллелью филос. реализму тоталитарного общества, систематизирующему естественную филос. установку обычного человека с учетом той глобальной цели, которая стоит перед таким обществом (см. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ). Писательница Т.Н. Толстая характеризует С.р. как «восхваление начальства в доступных ему формах». О произведениях, написанных в духе С.р., действительно можно говорить как о «восхвалении начальства», т.е. правящей коммунистической партии и в особенности ее ядра — бюрократии коммунистического общества, его номенклатуры. Однако «начальство» превозносится в этих произведениях в формах, доступных не только ему, но и самым широким массам. Центральным действующим лицом произведений С.р. является т.н. простой советский человек. Такой человек, не обремененный особыми познаниями, но интуитивно схватывающий глубинную, классовую суть всего, агрессивный в отстаивании своих взглядов, не был выдумкой деятелей советского искусства. Он существовал реально и являлся прообразом того «нового человека», которого намеревался создать со временем коммунистический режим. «Большевики хотели, чтобы инвалид Гаврилыч стал Бетховеным. Главная их гнусность в том, что они убедили Гаврилыча, он еще и сегодня считает себя Бетховеным и поэтому страдает в новом мире рок-музыки» (Б. Парамонов). Т.о., не только пропагандой, но и искусством коммунистического общества постоянно превозносился образ «простого человека», интуитивно чувствующего «правду жизни» и находящего правильные решения в тех ситуациях, в которых пасуют даже изощренные умы. О «простом советском человеке» слагались песни, он был непременным героем всех производственных романов. В Средние века, когда тоже восхвалялась «святая простота», превосходящая ученую мудрость, рассказы о простаках нередко окрашивались юмором. «Простой человек» как один из основных героев советской литературы трактовался, однако, вполне серьезно. Кумир советской молодежи в течение многих десятилетий Павка Корчагин был совершенно необразованным человеком. Но у него острое революционное чутье, дававшее ему несомненное, как казалось, право учить жить так, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Советские школьники заучивали его монолог о скорейшем революционном освобождении человечества наизусть и запоминали на всю жизнь. В 1970-е гг. писатель Вен. Ерофеев с иронией писал в записной книжке о «нашем простом советском сверхчеловеке». Споры о приемлемости метода С.р., робко начавшиеся в 1960-е гг., затихли, не получив развития, в начале 1990-х, когда окрепло сомнение в том, что коммунизм — это действительно положительный конец человеческой истории и что стандартный герой советского искусства, борющийся за воплощение коммунистических идеалов и представляющий собой однобокую, аскетичную и лишенную подлинной душевной глубины личность, на самом деле может оцениваться как положительный герой. С.р. господствовал в советском искусстве с начала 1930-х до конца 1950-х гг. В дальнейшем, по мере растущего разложения советского коммунизма понятия «советское искусство» и «искусство С.р.» начинают все более расходиться. Несмотря на идеологическое давление, все чаще появляются произведения, не только не вполне отвечающие методу С.р., но и прямо не считающиеся с ним. Характерными примерами могут служить произведения лауреатов Нобелевской премии по литературе Б. Пастернака и А. Солженицына, фильмы Г. Чухрая «Баллада о солдате» и «Чистое небо», новая проза о Великой Отечественной войне и др. Советское искусство кон. 1970—1980-х гг. во многом уже свободно от идеи воплощения требований С.р., хотя явного отказа от самого принципа С.р. не происходит. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ художеств. метод литературы и искусства, представляющий собой эстетич. выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистич. общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественноструктурные принципы искусства С. р. Начальные тенденции литературы и искусства нового типа относятся к сер. и 2-й пол. 19 в.: революц.-пролет. лит-pa в Великобритании (чартистская поэзия, Э. Ч. Джонс), в Германии (Г. Гервег, Ф. Фрейлиграт, Г. Веерт), во Франции (лит-pa Парижской Коммуны, «Интернационал» Э. Потье). Возникновение метода С. р. в нач. 20 в. (в творчестве М. Горького, а также А. Барбюса, M. Андерсена-Нексе и др.) и eго развитие связаны с распространением социалистич. идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения. Сам термин «С. р.» в сов. печати впервые появился в 1932 («Лит. газета», 23 мая). Он возник в связи с необходимостью противопоставить рапповскому тезису, механически переносившему филос. категории в область литры («диалектико-материалистический творческий метод»), определение, отвечающее осн. направлению развития художеств. сов. литературы. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма (социалистический), обусловленных как новизной жизненного процесса, так и социалистич. миропониманием сов. писателей. К этому времени писателями (Горький, В. В. Маяковский, А. Н. Толстой, А. А. Фадеев) и критиками (А. В. Луначарский, А. К. Воронский) был предпринят ряд попыток определить художеств. своеобразие сов. литературы; говорилось о реализме пролетарском, тенденциозном, монументальном, героическом, романтическом, социальном, о сочетании реализма с романтикой. Понятие С. р. сразу же получило широкое распространение и было закреплено 1-м Всесоюзным съездом сов. писателей (1934), на кром Горький говорил о новом методе как о творч. программе, направленной на реализацию революц. гуманистич. идей. Продолжая гуманистич. традиции предшествующего искусства на основе нового, социалистич. содержания, С. р. представляет собой новый тип художеств. сознания. Его новизна связана с тем вкладом, который внёс марксизм в материалистич. философию,— утверждением роли революционнопреобразующей деятельности, что послужило истоком идеи изображения действительности в её революц. развитии. Основой метода С. р. служит концепция революционнодейственного, социалистич. гуманизма, что составляет важнейшую и универсальную отличительную особенность искусства С. р. Говоря об искусстве будущего, Ф. Энгельс видел его особенности в «полном слиянии большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 29, с. 492). Мысль Энгельса об осознанном историч. содержании художеств. творчества получила развитие в принципе партийности литературы и искусства, сформулированном В. И. Лениным и требующим соединения глубины объективного познания с пафосом субъективной активности. С. р. интернационален, представляет собой исторически единое движение искусства в эпоху социалистич. переустройства мира. Эта общность проявляется в многообразии нац. путей, форм развития нового метода. Принципиальное значение для мирового художеств. развития имеет в этой связи опыт сов. литературы и искусства. В СССР С. р.— объединяющее начало сов. литературы в целом при всём различии нац. литератур, их историч. традиций и др. индивидуальных особенностей. Характер развития С. р. и его этапы были разнообразны в зависимости от конкретных нац.-историч. условий, в которых он находил опору для своего художеств. своеобразия, приобретая всё новые формы и стилевые проявления. С. р. необходимо понимать исторически, как изменяющийся и вместе с тем внутренне единый творческий процесс. Эстетика С. р. охватывает ныне весь многонац. опыт искусства стран социализма, революц. искусства бурж. Запада, культур «третьего мира», развивающегося в сложном противоборстве разных влияний. С. р. постоянно расширяет границы, обретая значение ведущего художеств. метода совр. эпохи. Это расширение, в силу обусловливающих его принципов, противостоит т. н. теории «реализма без берегов» Р. Гароди, направленной в сущности на разрушение идейных основ нового искусства, на размывание рубежей, отделяющих реализм от модернизма. Вместе с тем широчайшие возможности, заключённые в междунар. опыте социалистич. искусства, делают бесплодными попытки догматич. определений творч. приёмов С. р. Он рассматривается как новый тип художеств. сознания, не замкнутый в рамках одного или даже неск. способов изображения, а представляющий собой исторически открытую систему художественно правдивого изображения жизни, вбирающую в себя передовые тенденции мирового художеств. процесса и находящую новые пути для их выражения. Поэтому понятие С. р. неразрывно связано с понятием художеств. прогресса, отражающего посту-пат. движение общества ко всё более многомерным и полноценным формам духовной жизни. Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, Сб. ст., т. 1—2, M., 19768; Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сб. rr.J, M., 1979"; Горький M., О литературе, М., 1961; С. р. и классич. наследие. Сб. ст., М., 1960; С. р. в зарубежных литературах, М., 1960; Мотылева Т. Л., Иностр. лит-pa и современность, М., 1961; Питання соцiалiстичного реалiзму, в. 1—5, К., 1961—74; С. р. в лит-pax народов СССР, М., 1962; Генезис С. р. и литературах стран Запада, М., 1965; С. р. и художеств. развитие человечества, М., 1966; Петров С. М., Возникновение и формирование С. р., М., 1970; его же, С. р., М., 1977; Проблемы художеств. формы С. р., Сб. ст., т. 1—2, М., 1971; Недошивин Г. А., Теоретич. проблемы совр. изобразит. искусства, М., 1972, гл. 7; Овчapенко А. И., Социалистич. лит-pa и совр. лит. процесс, М., 19732; Лунин Ю. А., Ленин и теория социалистпч. искусства, М., 1973; Марков Д., Проблемы теории С. р., М., 1975; С. р. сегодня, М., 1977; Общее и особенное в литературах социалистич. стран Европы, М., 1977; Essays on socialist realism and the British cultural tradition, L., 1953; Zur Theorie des sozialistischen Realismus. Gesamtleitung, B., 1974; Timofejew L. J., Lomidse G. J., Literatur einer sozialistischen Gemeinschaft..., B., 1975. Д. Ф. Марков, Л. И. Тимофеев. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ творч. метод социалистич. литературы и искусства, сущность к-рого определяется в Уставе ССП как "правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии". Это – метод художеств. освоения жизни в период поступат. развития общества к социализму и коммунизму. Иск-во С. р. стремится проникнуть в суть совр. социально-историч. процессов, показать в своей образной концепции мира и человека осуществимость новых идеалов, отобразить остроту конфликтов современности, передать убыстряющиеся темпы историч. движения и грандиозные масштабы событий, вовлекающих в свою орбиту судьбы миллионов людей. Перед иск-вом С. р. открывается возможность художеств. изображения жизни, как она есть и какой должна быть, синтеза реального и идеального, этического и эстетического. На этой основе в иск-ве С. р. возникает органическое единство критического, аналитического и утверждающего начал художеств. образа. При характеристике традиций, на к-рые опирается С. р., необходимо исходить из положения, что социалистич. культура призвана освоить все богатства человеческой культуры, предшествующего художественного творчества и эстетич. мысли. Открытия нового метода опираются на опыт искусства Возрождения и Просвещения, романтизма и критического реализма (см. Реализм в иск-ве). С. р. – явление международное; богатство его традиций и разнообразие его конкретных форм определяются прежде всего многообразием нац. путей (и социальных, и художественных) его формирования и развития. Историч. основы рождения нового худож. метода были охарактеризованы В. И. Лениным в ст. "Партийная организация и партийная литература" (1905): "Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата..." (Соч., т. 10, с. 31). Открытия иск-ва С. р., его историзм и гуманизм были связаны с трактовкой "жизни как деяния" (М. Горький), а нового человека как "политического человека" (И. Бехер); это позволило взглянуть на социальные противоречия с позиций историч. оптимизма, увидеть в искусстве "мастерскую человечьих воскрешений" (В. Маяковский), поставить вопрос об ответственности человека за ход истории и истории за человека (М. Шолохов). Завоеванием иск-ва С. р. стало создание образа положительного героя – борца, строителя, ведущего за собой массы. Для становления метода С. р. большое значение имел опыт пролетарской революц. литературы 19–20 вв., достижения таких художников, как Т. Драйзер, А. Барбюс, Р. Роллан, М. Андерсен-Нексё, Лу Синь и др. Новый метод формируется в творчестве Горького до Октябрьской революции ("Мать", "Враги") и получает широкое распространение после 1917. С. р. прошел ряд этапов в своем развитии, общих по существу, но не совпадающих хронологически для лит-р, находящихся в разных историч. и нац. условиях. С. р. с его оптимистич. верой в человека и его будущее, осмыслением историч. судеб народов в борьбе за их свободу и счастье противостоит различным направлениям совр. бурж. иск-ва, с характерными для них пессимистич. представлениями о бессмысленности человеч. существования. Открытия художников С. р. оплодотворяют иск-во 20 в., и даже не принимающие этих открытий писатели иных направлений вынуждены считаться с тем, что сделано Маяковским, Арагоном, Незвалом, Галчиньским, Нерудой, Шостаковичем и др. представителями С. р. Термин "С. р." возник в нач. 1930-х гг. в период подготовки 1-го съезда сов. писателей (впервые появился на страницах сов. печати в "Лит. газете" от 29 мая 1932). Он возник в связи с необходимостью выдвинуть на смену пропагандировавшемуся критикой РАПП догматич. определению метода сов. лит-ры по аналогии с методом в философии как "творческого диалектико-материалистического метода" широкую формулировку, отвечающую осн. направлению худож. развития сов. лит-ры, определившемуся в конце 20-х – нач. 30-х гг. Решающим при этом являлось признание роли классич. традиций (реализм) и понимание новых качеств реализма (с о ц и а л и с т и ч е с к и й), обусловленных как новизной жизненного процесса, так и социалистич. миропониманием сов. писателей. В сов. критике к тому времени уже накопилось немало попыток, принадлежавших и писателям (М. Горькому, В. В. Маяковскому, А. Н. Толстому, А. А. Фадееву и др.) и критикам (А. В. Луначарскому, А. К. Воронскому, В. П. Полонскому и др.), определить худож. своеобразие сов. лит-ры и иск-ва: говорилось о неореализме, о преображенном реализме, о реализме пролетарском, тенденциозном, монументальном, героическом, романтическом, синтетическом, социальном, о новой реалистич. школе, о сочетании реализма с романтикой, реалистич. социальной романтике и др. Понятие "С. р.", более четко выражавшее черты новой сов. лит-ры, сразу же получило широкое распространение и было закреплено 1-м Всесоюзным съездом сов. писателей (1934). В сер. 30-х гг. развернулась дискуссия о методе и мировоззрении художника (журн. "Лит. критик"), показавшая невозможность их отождествления и противоречивый характер взаимоотношения между ними. Получили разработку проблемы художеств. правды, народности, партийности, традиций и новаторства в иск-ве, создания образа положительного героя и др. (А. В. Луначарский, М. Горький, а также В. Я. Кирпотин, B. В. Ермилов). В 40–50-е гг. подчеркивается оптимистич. направленность С. р., изучается соотношение романтич. и реалистич. моментов в нем (А. Фадеев, Б. Бялик), разъясняется несостоятельность теории бесконфликтности и ложной идеализации в иск-ве. С конца 50-х гг. развивается конкретно-историч. анализ иск-ва С. р., закономерностей его возникновения и развития в разных странах. Исследуется вклад С. р. в художеств. развитие человечества (И. Анисимов, Б. Сучков, Т. Мотылева), нац. специфика С. р. (Б. Бурсов, Г. Ломидзе), соотношение творч. методов и лит. направлений между собой (конференция по актуальным проблемам С. р. в 1966). Лит.: В спорах о методе. Сб. ст., Л., 1934; В борьбе за C. р., Сб. ст., М., 1959; С. р. и классич. наследие. [Сб. ст.], М., 1960; Проблемы С. р. [Сб. ст.], М., 1961; С. р. в лит-рах народов СССР, М., 1962; Иванов В., О сущности С. р., М., 1965; Генезис С. р. в лит-рах стран Запада. [Сб. ст.], М., 1965; Гей Н. К., С. р. как закономерность лит. развития, в кн.: Теория лит-ры, М., 1965; С. р. и художеств. развитие человечества. [Сб. ст.], М., 1966; Анисимов И. И., Новая эпоха всемирной лит-ры, М., 1966. Н. Гей. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|