РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ


РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ
(Robert Grosseteste), т.е. Роберт Большая Голова (ок. 1168/1175—1253) — англ. философ, теолог и ученый-оптик; теоретик и практик опытной науки, вдохновитель естественно-научных традиций оксфордской школы. Канцлер Оксфордского ун-та (1214—1221/1231), епископ Линкольнский (с 1235). Среди основных трудов: «О душе», «Об истине», «О линиях, углах и фигурах», «Шестоднев» и др. Спецификой его творчества является единство теории познания, учения о физико-математической природе универсума и представления о космогоническом процессе в рамках общей концепции метафизики света.
За основу эмпирического метода Р. Г. берет логическую схему Аристотеля: ступенями научного познания являются индуктивный анализ опытных данных, направленный на отыскание их предполагаемой причины, и последующий дедуктивный синтез, выводящий из этой причины следствия, вновь подлежащие опытной проверке. Поскольку совершенное знание предмета возможно лишь при совпадении его эмпирических определений с его сущностными определениями, Р. Г. стремится к согласованию при посредстве света (схватывающего природу чувственной и умопостигаемой областей бытия) аристотелевской квалитативной физики с формально-математическим описанием реальности. Р. Г. определяет свет как «форму телесности», единую для всех тел, что обусловливает придание геометрическим законам его распространения статуса всеобщих. В космогоническом трактате «О свете, или О начале форм» Р. Г. показывает, каким образом математические отношения были внедрены в универсум. Бог творит в начале времен световую точку, в которой слиты воедино первоформа-свет и первоматерия и в которой потенциально уже заключен весь мир; из нее по физико-математическим законам излучения света начинается процесс эманации. Путем бесконечного самоумножения свет распространяется во все стороны, простирая материю до размеров универсума, а затем, устремляясь в обратном направлении (к центру Вселенной), сосредоточивает ее и последовательно создает тринадцать сфер «мировой машины», в которой всякое тело является в большей или в меньшей степени приумноженным светом.
Кроме того, Р. Г. отстаивал реальность актуальных бесконечностей, между которыми могут существовать пропорциональные отношения. Он оказал значительное влияние на развитие философии и опытной науки 13—14 вв. (Р. Бэкон, Витело, Фома Брадвардин, Н. Орем).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ
        (Robert Grosseteste), Роберт Большая Голова (1175, графство Суффолк,— 9.10.1253, Бакден), ср.-век. философ, представитель оксфордской школы. С 1235 епископ Линкольнский. Августиновский платонизм сочетается у Р. Г. с элементами грекоараб. естеств. наук, в особенности оптики и аристотелевского учения о познании, получившими распространение на Западе с 12 в. Развитая им концепция «метафизики света» исходит из понятия о свете как тончайшей телесной самораспространяющейся субстанции и одновременно как первичной форме и энергии. Для возникновения мира достаточно предположить создание богом одной единств. точки, формой которой является свет и самораспространение которой производит видимую нами Вселенную. Граница Вселенной — крайний предел возможного распространения этой точки; эта граница, твердь, отражает свет, и отражённый свет в обратном движении организует всю Вселенную, образуя небесные сферы и сферы элементов, причём действия всех высших сфер концентрируются в Земле.
        Свет предстаёт у Р. Г. как универс. носитель всякого действия во Вселенной. Законы распространения света (т. е. законы геометрич. оптики) выступают как законы движения и распространения сил и взаимодействий; отсюда настаивание на первостепенном значении математики (прежде всего геометрии) для изучения природы.
        Первый свет — это также и первопричина сущего. В «метафизике света» Р. Г. воспроизводится восходящее к неоплатонизму учение патристики о том, что бог есть свет. Свет оказывается посредником между чистой духовной и материальной субстанциями: через свет высшая часть души (intelligentia), не связанная с телом, оказывает воздействие на него.
        Для интеллигибельного мира духовный свет то же, что телесный свет для чувств. вещей. Когда высшая часть души совершенно чиста, т. е. не замутнена телесными проявлениями, первый свет и заключённые в нём как первопричине божеств. идеи сотворённых вещей созерцаются непосредственно. Однако человеч. познание может осуществляться и менее совершенным образом: из эмпирич. опыта восстанавливаются сущности материальных вещей, и в них как в отображении усматриваются вечные идеи. Познание сущности вещей происходит посредством абстракции. Эта операция, описываемая Р. Г. в соответствии с аристотелевской теорией познания, начинается с чувств. познания и состоит в последоват. отделении (абстрагировании) акциденций, приводящем в итоге к знанию субстанции. Подчёркивая важность опытного познания и математики в изучении природы, Р. Г. предвосхищает естеств.-науч. тенденции последующих веков.
        The writings of Robert Grosseteste, ed. by S. H. Thomson, Camb., 1940.
        Baur L., Die Philosophie des Robert Grosseteste, Munster, 1917; Сromhiе А. С., Robert Grosseteste and the origins of experimental science, Oxf., 1953; Robert Grosseteste, scholar and bishop, ed. by D. A. Callus, Oxf., 1955.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ
(Robert Grosseteste)
Роберт Большая Голова (род. 1175, Стрэдбрук – ум. 9 окт. 1253, Линкольн) – англ, схоласт; епископ. Его натурфилософия была первой попыткой сознательно опереться на математику, а в отношении физики – на метафизику света. В гносеологии он исходил из представления об «озарении» познающего божественным светом.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ
(Robert Grosseteste) (Большеголовый) (1175 – 9 окт. 1253) – англ. естествоиспытатель и философ. Учился и преподавал в Оксфорде, с 1235 – епископ Линкольнский. Как и. его ученик Р. Бэкон, Р. Г. придавал исключительно важное значение математике и оптике. По Р. Г., свет, обладающий способностью распространяться во все стороны "из силового центра", является началом образования всех телесных форм, т.е. протяженности. Др. физич. силы Р. пытался объяснить на основе своего учения о свете (т.н. "световой метафизики"), т.е. по возможности геометризировать представления о них. По Р. Г., "польза изучения линий, углов и фигур – величайшая, ибо без них невозможно постичь натуральную философию" ["De luce", цит. по кн.: "Die philosophischen Werke des Robert Grosseteste", hrsg. von L. Baur, Munster–W., 1912, S. 59; имеется англ. перевод этого соч. – "On light (De luce), transl. from the Latin with an introd. by С. С. Riedl", Milwaukee, 1942]. Следуя антич. образцам (Аристотель, Гален), Р. Г. формулировал осн. принципы экспериментального метода.
Исследование начинается с изучения явлений, данных в опыте, и восходит к их предполагаемой причине (анализ – resolutio); из этой гипотетич. причины дедуктивно выводятся следствия (синтез – compositio), к-рые подлежат затем опытной проверке. Эти свои тезисы Р. иллюстрировал на примере теории радуги. Р. перевел с греческого и комментировал соч. Аристотеля, Дионисия Ареопагита и Иоанна Дамаскина.
Соч.: The Hexameron (первые 12 глав 7-й части), ed. J. T. Muckle, Mediaeval Studies, v. 6, ?. ?.–Toronto, 1944; The writings of R. Grosseteste, ed. by S. Harrison Thomson, Camb., 1940 (имеется библ. изданных и неизданных произв. Р.).
Лит.: Вaur L., Das Licht in der Naturphilosophie des R. Grosseteste, в кн.: Abhandlungen aus dem Gebiete der Philosophie und ihrer Geschichte, eine Festgabe zum 70. Geburtstag G. von Hertling, Freiburg im Breisgau, 1913, S. 41–55; его же, Die Philosophie des R. Grosseteste, Munster im Westfalen, 1917; Сrоmbie A. C., R. Grosseteste and the origins of experimental science, Oxf., 1953; R. Grosseteste. Scholar and bishop, ed. by D. A. Callus, Oxf., 1955.
В. Зубов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ
    РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ (Роберт Большая Голова) или Роберт Линкольнский (Robert Grosseteste, Robertus Lincolniensis) (ок. 1168 или 1175, Страдброук, Суффолк — 9 октября 1253, Бавден, Хантингдоншир) — английский философ, теолог и ученый-оптик. Доктор теологии (к 1214) и первый канцлер Оксфордского университета (1214—21/31); епископ Линкольнский (с 1235). Теоретик и практик опытной науки, вдохновитель естественнонаучных традиций Оксфордской ужолы.
    Помимо переводов и комментариев ему принадлежат труды богословско-философские (“О свободном решении”, “О душе”, “Об истине” н др.) и естественнонаучные (“О свете, или О начале форм”, “О линиях, углах и фигурах”, “Шестоднев” и др.). Спецификой его творчества, испытавшего влияние августиновского платонизма, аристотелизма и греко-арабского естествознания, является единство теории познания, учения о физико-математической природе универсума и представления о космогоническом процессе в рамках метафазаки света.
    За основу эмпирического метода Роберт Гроссетест берет логическую схему Аристотеля. Научное, познание начинается с индуктивного анализа (resolutio) опытных данных, предполагающего отыскание номинального (quia), причинного (propterquid) и родового (genus) определений явления. Затем путем дедуктивного синтеза (compositio) оно снова проходит этот путь, но в обратном направлении, т. е., исходя из полученной общей посылки (предполагаемой родовой причины), устанавливает видообразующие отличия (differentiae specificae) следствий и выводит каждое явление определенной области, вновь подвергая его опытной проверке.
    Т. к. совершенное знание предмета возможно лишь при совпадении его эмпирических определений (quia) с его существенными определениями (propter quid), Роберт Гроссетест стремится к согласованию при посредстве света (схватывающего природу физического и математического миров, чувственной и умопостигаемой областей бытия) аристотелевской квалитативной физики с формально-математическим описанием реальности. Свет определяется им как “форма телесности” (forma corporeitatis), которая, будучи общей формой всех тел, делает их протяженными. Причастие ей всего сущего обусловливает единство мироздания и придание геометрическим законам умножения и распространения света, действующим в рамках оптики, статуса всеобщих законов, применимых по отношению ко всей реальности. Всякое развертывание (replicatio) материи и формы тел, будучи причиной всех их изменений, происходит согласно математическим формулам и благодаря мультипликации света, являющейся тождественной и т. н. “мультипликации видов” (multiplicatio specierum), т. е. трансмиссии по силовым лучам форм действующей причины. Роберт Гроссетест утверждает также, что посредством света высшая часть человеческой души (intelligentia) руководит и движет телом.
    В космогоническом трактате “О свете, или О начале форм” Роберт Гроссетест показывает, каким образом математические отношения были внедрены в универсум. Бог творит в начале времен световую точку, в которой слиты воедино первоформа-свет и первоматерия и потенциально уже заключен весь мир; из нее по физико-математическим законам излучения света начинается процесс эманации. Путем бесконечного самоумножения свет распространяется во все стороны, простирая материю до размеров универсума, а затем, устремляясь в обратном направлении (к центру вселенной), сосредоточивает ее и последовательно создает девять неизменных небесных сфер квинтэссенции и четыре изменчивые сферы элементов: огня, воздуха, воды и земли. В результате образуется физико-космологическая система Аристотеля, чье функционирование, однако, объясняется математическими законами, ибо все тела в ней являются в большей или меньшей степени приумноженным светом.
    При этом Роберт Гроссетест отстаивал реальное существование актуальных бесконечностей, которые суть хотя и непознаваемые человеческим разумом, но “определенные числа”, полагаемые и мыслимые Богом. Между ними могут существовать пропорциональные отношения. Роберт Гроссетест оказал значительное влияние на развитие философии и опытной науки 13—14 вв. (Р. Бэкон, Ц. Витело, Фома Брадвардин, Н. Орем).
    Соч.: Die philosophischen Vfcrke des Robert Grosseteste, Bischofs von Lincoln, ed. L. Baur (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. K). Munster i. W, 1912; Hexameron, ed. R. C. Dales & S. Gieben (Auctores Brit. Med. AeviVI). L., 1982; в рус. пер.: О свете, илиО начале форм, пер., вступл. и комм. А. М. Шишкова,— “ВФ”, 1995, №6.
    Лит.: Baur L. Die Philosophie des Robert Grosseteste, Bischofs von Lincoln (t 1253) (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. XVIII, Heft. 4-6). Munster i. W, 1917; Thomsons. H. The Writings of Robert Grosseteste, Bishop of Lincoln 1235—1254. Cambr, 1940; McEvoyJ. The philosophy of Robert Grosseteste. Oxf., 1982; CrombieA. С. Robert Grosseteste and the Origins of Experimental Science 1100—1700. Oxf., 1953 (reed. 1962); Robert Grosseteste, scholar and bishop, ed. D. A. Callus. Oxf., 1955.
    A. М. Шишков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1493
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ: и ”
  • Астральный свет
  • Блейк Роберт / Blake, Robert R.
  • Боллс Роберт / Bolles, Robert С.
  • Вудвортс Роберт
  • Вудвортс Роберт / Woodworth, Robert Sessions
  • Ганье Роберт / Gagne, Robert M.
  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ
  • Зайонц Роберт / Zajonc, Robert В.
  • Йеркс Роберт
  • Йеркс Роберт Мирнс / Yerkes, Robert Mearns
  • КОЭН Роберт
  • Невечерний свет
  • Нетленный свет
  • Предвечный свет
  • РОБЕРТ БОЛЬШАЯ ГОЛОВА
  • РОБЕРТ КАЙЛВАРДБИЙСКИЙ
  • РОБЕРТ МЕЛУНСКИЙ
  • Резник Роберт / Resnick, Robert J.
  • СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Свет
  • Свет
  • Свет
  • Серпелл Роберт / Serpell, Robert
  • Сирс Роберт / Sears, Robert R.
  • Стороны Света
  • Уайт Роберт / White, Robert W.
  • Флудд Роберт
  • Хайнд Роберт / Hinde, Robert A.
  • Холт Роберт / Holt, Robert R.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь