|
ХУРРИТСКАЯ МИФОЛОГИЯХУРРИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ Источники изучения X. м. - хурритские литературные сочинения, дошедшие в хеттских переложениях, ритуальные тексты из Богазкёйского архива, списки богов в хурритских и хеттских текстах, материалы ономастики. Наибольшее развитие в X. м. получили космо- и теогонические мифы, в значительной степени восходящие к месопотамским (в них действуют шумеро-аккадские по происхождению божества Ану, Алалу, Эа, Никкаль, Тапкина и др., сохранены представления о первоначальном единстве мира, предшествовавшем отделению неба от земли, о смене поколений богов и т. д.). Мир делился на три сферы: небо, населённое богами молодого поколения («богами верха»), земля и подземное царство, в котором обитают божества старшего поколения («боги низа» или минувшие, древние боги, ср. Ануннакив шумеро-аккадской мифологии). X. м. не знала единого пантеона. Более известны локальные пантеоны, нашедшие отражение в хуррито-хеттских источниках из Богазкёя («анатолийский», или «малоазийский») и хурритских списках богов из Угарита («западносемитский»), менее - из Митанни и Нузи (населённая хурритами область в бассейне реки Диала). При их сопоставлении выделяется общехурритское ядро: Кумарби, Тешуб, Аштаби, Нубадиг, Кужух, Шимиге, Шавушка. Тешуб и, возможно, Шимиге имеют точные соответствия в урартской мифологии: Тейшеба и Шивини. Верховное божество «анатолийского» пантеона - бог грозы Тешуб (соответствует шумеро-аккадскому Ададу, западносемитскому Балу). Его спутники - быки Хурри (букв. «утро») и Шери (букв. «вечер») и обожествлённые горы Намни (хуррит.; возможно, соответствует античному Аманус в Сирии) и Хаззи (хуррит.; западносемитский Цапану, библейский Цафон, античный Касиус, современный Джебель аль-Акра). Далее следуют «отец богов» Кумарби, бог подземных вод и мудрости Эа, бог солнца Шимиге, бог луны Кужух, воинственные боги Аштаби и Нубадиг, бог огня Иршаппа (соответствует западносемитскому божеству огня Рашапу), многочисленные анатолийские по происхождению боги-защитники (идеографическое написание KAL). Во главе женских божеств стоит Хебат, супруга Тешуба. Супруга Кумарби (отождествлённого с запад-носемитским Догоним) - богиня Шалуш (Шалаш) Пидинская, супруга Эа (как и в Аккаде) - Тапкина (см. Дамгальнуна), Кужуха - Никкаль (в Аккаде - Ни-нгаль, супруга бога луны Нанна), Шимиге - Айа (в Аккаде - супруга бога солнца Шамаша). Шавушка (выступающая иногда и как мужское божество) - хурритская ипостась вавилоно-ассирийской Иштар, сестра Тешуба, богиня плодородия и любви, в мифах наиболее активно действующий женский персонаж. Её окружают богини Ниннат-та, Кулитта и, возможно, Ишхара. Богини судьбы - Худены - Худел-луры. Алани (букв. «госпожа») - богиня преисподней (соответствует шумеро-аккадской Эрешкигаль). Адамма, по-видимому, идентична госпоже города Кархемиша богине плодородия Кубабе. Среди богов подземного царства выделяются Энлиль, Абаду, отец и мать Ишхары, Нара, Намшара, Минки, Амунки, Амизаду, Алалу. «Западносемитский» пантеон, включая большинство перечисленных богов, менее упорядочен (при их перечислениях не соблюдалась строгая иерархическая последовательность), значительное место в нём занимали локальные западносемитские элементы. В пантеон Митанни, правящая династия которого была, по-видимому, арийской по происхождению, входили не встречающиеся более нигде в Передней Азии древнеиндийские божества Митра, Индра, На-сатьи, возможно, Варуна (хотя необычное написание его имени Uruwa-па вызывает сомнение в справедливости такого отождествления). Оригинальные божества нузийского пантеона - Тилла и U.GUR (идеографическое написание). Наибольшее отражение хурритские мифы нашли в хеттских эпических сочинениях о Кумарби. В первом из них («О царствовании на небесах») повествуется о смене трёх поколений богов. В прежние времена на небе царствовал бог Алалу, и даже могучий бог неба Ану прислуживал ему. По истечении девяти лет правления Алалу, Ану изгоняет его на землю и воцаряется на небесах. Ему прислуживает Кумарби, но через девять лет восстаёт против него. Ану в испуге бежит, взлетая на небо, но Кумарби настигает его и оскопляет. Ликующему Кумарби Ану предвещает рождение трёх грозных богов: Тешуба, его помощника Ташмишу и реки Аранзах (хурритское название Тигра). Услышав это, Кумарби выплёвывает сперму Ану [но, очевидно, не всю, так как отдельные фрагменты мифа повествуют о рождении из головы Кумарби Тешуба и двух других богов (не называвшихся Ану)]. Земля беременеет и производит на свет двоих детей (возможно, от семени Ану, выплюнутого Кумарби). По-видимому, к этому же циклу относится отрывок, в котором говорится, что Тешуб возжелал убить Кумарби. Ану пытается убедить его отказаться от своего намерения и, видимо, предлагает сделать царём Эа. (Тешуб в итоге всё же низвергает Кумарби и занимает небесный престол.) Затем, очевидно, следуют события, описанные в мифе о кратковременном царствовании на небесах бога-хранителя (KAL), который побеждает Тешуба и (с согласия Эа - в этом отрывке он назначает и свергает небесных правителей) восходит на престол. Однако, недовольный его правлением, Эа смещает KAL. Тешуб вместе со своим визирем Нинуртой (хуррит. Аштаби) наносит KAL увечья, и тот признаёт власть Тешуба. В «Песни об Улликумме» Кумарби, свергнутый Тешубом, пытается отомстить ему и вернуть утраченную власть. Для этого, сочетавшись со Скалой, он порождает каменное чудовище (Улликумме), призванное разрушить священный город Тешуба Куммию и низвергнуть узурпатора. По поручению, которое дал Кумарби, боги Ирширры несут младенца в море и кладут на плечо Убеллури - гиганта, поддерживающего вселенную. Улликумме растёт не по дням, а по часам и через пятнадцать дней достигает неба. Первым его замечает Шимиге и сообщает Тешубу. Встревоженный Тешуб вместе со своим братом Ташмишу и сестрой Шавушкой отправляется на гору Хаззи взглянуть на чудовище. Его вид приводит богов в трепет. Шавушка пытается сразить Улликумме своими чарами, но безуспешно: Кумарби предусмотрительно (видимо, потому, что ранее Шавушка очаровала и погубила другое чудовище - Хедамму) создал его слепым и глухим. Тешуб созывает богов и готовится к битве. Но боги бессильны перед каменным чудовищем. Лишь Эа принадлежащим богам низа резаком (которым в минувшие времена земля была отделена от неба) удаётся отрезать Улликумме от Убеллури и тем лишить силы. В хеттской передаче дошёл также миф о рождённом Кумарби и дочерью моря Шертабшухури змее Хедамму, ненасытном чудовище, уничтожающем человечество. С ним удаётся справиться лишь Иштар Ниневийской (Шавушке), покорившей его своими чарами. Трудно судить, входит ли этот миф в цикл о Кумарби или является самостоятельным произведением. Лит.: Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии, пер. с древнемалоазиатских языков, М.. 1977; Гютербок Г. Г., Хеттская мифология, в кн.: Мифологии древнего мира, пер. с англ., М., 1977; Friedrich J., Churritische Marchen und Sagen in hethitischer Sprache, «Zeitschrift fur Assyriologie und Verwandte Gebiete., 1960, Bd. 49 (Neue Folge, 15); его же, Der churritische Mythus vom Schtangendamon Hedammu in hethitischer Sprache, «Archiv Orientalni., 1949, v. 17/1; Goetze A., Kleinasien, Munch., 1957; Gflterbock Н. G. (ed.), Kumarbi, Mythen vom churritischen Kronos..., Z.-N. Y., 1946; его же. The hittite version of Hurrian Kumarbi myths. Oriental Forerunners of Hesiod, «American Journal of Archeology», 1948, v. 52; его же. The song of Ullikummi..., New Haven, 1952; Laroche E„ Recherches sur les noms des dieux hittites, P., 1947; его же, Tessub, Hebat et leur cour, «Journal of Cuneiform Studies» 1948, № 2; его жe, Le Pantheon de Jazilikaya «Journal of Cuneiform Studies», 1952, № 6 его же, Ugaritica, V, Nouveaux textes acca diens, hourrites, et ugaritiques des archives et bibliotheques privees d'Ugarit, P., 1968, p. 518- 527; его же. Notes sur le pantheon hourrite de Ras Shamra, «Journal of the American Oriental Society», 1968, v. 88; его же, Les denominations des dieux «antiques» dans les textes hittites, в кн.: Anatolian Studies Presented to Н. G. Guterbock on the occasion of his 65-th birthday, Istanbul, 1974, p. 175-85; его же. Pantheon national et pantheons locaux chez les Hourrites, «Orientalia», 1976, v. 45, № 1-2; Meriggi P., Imitidi Kumarpi, 11 Kronos Curri со, «Athenaeum». 1953, v. 41, (N. S., v. 31); Otten Н., Mythen vom Gotte Kumarbi, В., 1950; Pritchard J. B. (ed.). Ancient Near Eastern texts, relating to the Old testament, 2 ed., Princeton, 1955; Schuler E. von Die Mythologie der Hethiter und Hurriter, в кн.: Worterbuch der Mythologie, hrsg. von Н. W. Haussig, Abt. 1, Lfg. 1, Stuttg., 1965; Slegelova J., Appu-Marchen und Hebamme-Mythus, Wiesbaden, 1971 (Studien zu den Bogazkoy-Texten, № 14). М. Л. Хачикян. (Источник: «Мифы народов мира».) Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|