|
СУСАНООСУСАНОО Такэхая Сусаноо-но микото (др.-япон. элемент «такэ» расшифровывается как «доблестный, храбрый», «хая» - «быстрый, бурный, буйный», «Суса» - старинный топоним в Идзумо, «микото» - «бог»; другое толкование: от сусабу - «быстро, бурно действовать, яриться»; о - «муж, мужчина»; в целом - «доблестный, быстрый ярый бог-муж из Суса», иначе: «доблестный быстрый бог-муж»), в японской мифологии божество, рождённое Идзанаки (см. Идзанаки и Идзанами) из капель воды, омывших его нос во время очищения по возвращении из ёми-но куни (страны мёртвых). Распределяя свои владения между тремя рождёнными им в это время «высокими» детьми: Аматэ-расу, Цукуёми и С., Идзанаки отводит С. равнину моря. Недовольный разделом, С. «плачет в голос», пока борода не отрастает у него до середины груди, а от его плача засыхают зеленые горы, иссякают реки и моря. С. высказывает желание удалиться в «страну его матери» Идзанами - страну мёртвых, за что Идзанаки изгоняет его из такама-но хара. С. решает попрощаться со своей сестрой Аматэрасу. Демонстрируя напуганной его шумным приближением богине своё миролюбие, С. предлагает ей вместе произвести на свет детей. От его меча, раскушенного Аматэрасу, рождаются девушки-богини, а от ожерелья-магатама, принадлежащего Аматэрасу и раскушенного С., рождаются божества мужского пола. На радостях, С. позволяет себе поступки, относившиеся в древней Японии к числу «восьми небесных прегрешений»: разоряет межи и каналы на полях, возделанных Аматэрасу, оскверняет испражнениями священные покои, предназначаемые для празднования поднесения богам «первой пищи», и, наконец, бросает шкуру, содранную с живой лошади, в комнату, где богиня вместе с небесными ткачихами изготовляет ритуальную одежду. Изгнанный из такама-но хара С. совершает нисхождение к верховьям реки Хи в Идзумо. Далее С. выступает как культурный герой, спасающий людей от чудовища - восьмиголового и восьмихвостого змея Ямата-но Ороти. Женившись на спасённой им Кусинада-химэ, С. строит брачные покои и при этом складывает песню о «покоях в восемь оград», подобных восьмислойным облакам в Идзумо (песня, сложенная С. в форме пятистишия-танка, ставшего затем канонической формой, по традиции считается древнейшим произведением японской поэзии). Мифы рассказывают далее о рождении С. детей. Среди его потомков через несколько поколений рождается бог 0-кунинуси, которому потом приходится «уступить» страну богу Ниниги, прямому потомку Аматэрасу. Японские и европейские исследователи полагают, что первоначально С. был одним из божеств, персонифицировавших бурю и водную стихию. Однако позднее появилось представление о С. как о божественном предке родов, связанных с местностью Идзумо, и культурном герое, приходящем на помощь людям. Подобная модификация С. позволяет предположить, что в его образе соединились несколько разных божеств, тем более что С. предстаёт также и как божество страны мёртвых. В одном из вариантов «Нихонги» небесные боги объявляют С., что за совершённые им прегрешения он должен отправиться в страну мёртвых. Соорудив себе накидку из травы, С. скитается и просит убежища у разных богов, но они отказывают ему как изгнаннику с небес и он вынужден удалиться в страну мёртвых («Нихонги», св. I, «Эпоха богов», вариант). Миф же о рождении в теле убитой С. О-гэцу-химэ семян риса, пшеницы, бобов, фасоли обнаруживает в С. черты бога плодородия. О том же свидетельствует и миф, записанный в «Идзумо фу доки» : С., говорится здесь, дал своё имя селу, назвав его Суса, и выделил для людей «большое поле и малое поле». Лит.: Мифы древнего мира, М., 1977, с. 414- 418; Счнва-дэнсэцу дзитан (Словарь мифов и легенд), Токио, 1971; Такэо Мацумура, Нихон синва-но кэнкю (Изучение японских мифов), т. 1-4, Токио, 1955-58. Е. М. Пинус. (Источник: «Мифы народов мира».) СУСАНОО в японской мифологии божество, рожденное Идзанаки из капель воды, которые стекли с его носа при священном очистительном умывании по возвращении из царства мертвых. При этом же омовении родились и другие «высокие дети» Идзанаки - Аматэрасу и Цукуеми. Идзанаки поделил мир между ними. Сусаноо он отдал равнину моря. Но Сусаноо не хотелось быть владыкой морских пучин, и он решил Удалиться в страну мертвых, к своей матери Ранами. На прощание он предложил своей сестре Аматэрасу произвести на свет детей, и тот, у кого родится больше мужских богов, должен был считаться главнее. Аматэрасу раскусила меч брата, но родились богини, а Сусаноо раскусил ожерелье, принадлежащее Аматэрасу, - появились боги. Однако затем Сусаноо совершил несколько тяжких преступлений: разрушил каналы на рисовых полях, которые возделывала Аматэрасу, осквернил испражнениями священные покои и, в довершение всего, содрал шкуру с лошади и швырнул ее в комнату, где Аматэрасу шила священную одежду. Его сестра, рассердившись, скрылась в гроте, оставив мир без света, а Сусаноо был изгнан из равнины высокого неба. У этого бога была одна особенность: он часто громко плакал. Во время его рыданий на людей нападали эпидемии, и они умирали сотнями. Но, несмотря на свой скверный характер, Сусаноо все-таки спас людей от восьмиголового и восьмихвостого дракона. Позже Сусаноо женился на божественной принцессе Кусинадахимэ. Одним из его потомков является бог О-кунннусн, который уступил страну богу Хикоко-но Нинигино Микото -- прямому потомку Аматэрасу (Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.») Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|