|
ГермесГермес (?????, Mercurius). Сын Зевса и Майи, вестник богов, бог промышленности и разных изобретений, хитрый, изворотливый, владеющий ловким умным словом, не останавливающийся даже перед кражей и обманом. Он считался также богом дорог, путеводителем странников и покровителем стад; он же провожает мертвых в царство Аида. Гермес изобрел лиру, натянув нити на панцирь черепахи. Его изображали с крыльями на подошвах или на шляпе и с жезлом счастья, разделенным на три ветки. Ему были посвящены пальма, черепаха и различные рыбы. Римский Меркурий соответствовал греческому Гермесу. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) ГЕРМЕС (?????), в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Г. - сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, рождённый ею в Аркадии в пещере Киллены (Hymn. Hom. Ill I-5). Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. На фетишистскую древность Г. указывает его имя, понимаемое как производное от греч. ????- груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками (Plat. Hipp. 228d-229a), фетишами - охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Г. «привратный» - «Пропилей») (Paus. II 38, 7); повреждение герм считалось страшным святотатством (Thuc. VI 27). Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Г., как «амбросийные» (букв. «бессмертные») золотые крылатые сандалии и золотой жезл - средоточие магической силы (Hom. Od. V 44-50). В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Г. выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, «психопомпа» или помощника на пути в царство мёртвых (Hom. Od. XXIV 1-5). Г. одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведёт богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса (Eur. Andr. 274-287). Г. - вестник богов, мужской коррелят вестницы богов Ириды. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Г. насылает на людей сны с помощью своего жезла (Hymn. Hom. Ill 14). Водительство Г. на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Он вручает Нефеле - матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от мачехи (Apollod. I 9, 1). Основателю Фив Амфиону Г. вручает лиру, и с её помощью герой строит стены города (III 5, 5); Персею он вручает меч для убийства Медузы (II 4, 2); Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки (Hom. Od. X 227-306); Г. спас бога Ареса от козней Алоадов. Т. охраняет героев во время странствий (Hom. Il. XXIV 334). Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла (XXIV 339-447), причём здесь сказалось умение Г. открывать незримо любые узы (Hymn. Hom. Ill 410). Хитрость и ловкость Г. делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Г. и история кражи младенцем Г. прекрасного стада коров у Аполлона даётся в гомеровском «Гимне Гермесу» (III 68-94). Г. обучил плутовству своего сына Автолика - деда Одиссея со стороны матери; хитроумие Одиссея - результат наследственности, полученной от божественного предка (Hom. Od. XIX 394-398). Благодаря хитрости и обману Г. освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Г. ловко убил одного из гигантов (Apollod. I 6, 2). Функция Г. как покровителя пастушества, умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой (Hes. Theog. 444), вторична (ср. Пан - сын Г. - бог стад). Г. и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Г.) найдя черепаху, Г. впервые изготовил из её панциря семиструнную лиру и пел под её аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 413-502). В придачу Г. вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл и был им научен искусству гадания (Apollod. Ill 10, 2). В период поздней античности возник образ Г. Трисмегиста («трижды величайшего») в связи с близостью Г. потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и т. н. герметические (тайные, закрытые, доступные только посвящённым) сочинения. Г. почитался на анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших. В римской мифологии почитался под именем Меркурия - покровителя торговли. Лит.: Radermacher L., Der homerische Hermeshymnus. Erlautert und untersucht, W., 1931; Raingeard P., Hermes ptychagogue. Essai sur les origines du culte d'Hermes, P., 1985; Kerenyi К., Неmes der Seelen-Fuhrer, Z., 1944; Brown 0. N.. Hermes - the thief, Madison, 1947; Moorsel G. v., The mysteries of Hermes Triemegistus, Utrecht, 1966. А. А. Тахо-Годи. Среди дошедших до нас произведений античной пластики: статуя «Г. с младенцем Дионисом» Праксителя. «Г.» Поликлета известен в нескольких репликах, «Отдыхающий Г.» Лисиппа - в римской копии; известны также т. н. «Г. Лудовизи», «Г. Фариезе», «Г. из Бельведера» и др.; в числе герм - пергамская копия произведения Алкамена; среди рельефов-«Г. и хариты». Под влиянием античных изображений Г. с ягнёнком на плечах в раннехристианском искусстве сформировался иконографический тип «доброго пастыря». В средневековых книжных иллюстрациях Г. изображается как символ планеты Меркурий (во многих европейских языках ртуть, которой в алхимии вплоть до 17 в. отводилась исключительно важная роль, носила имя этой планеты). Иногда Г. изображался как бог красноречия. В символике эпохи Возрождения и барокко Г. - проводник душ (рельеф Малатестианского храма в Римини; фреска Рафаэля «Г. вводит Психею на Олимп»), посланец богов (статуя «Меркурий» Джамболонья), миротворец (картина П. П. Рубенса «Примирение Марии Медичи со своим сыном») и др. Г. изображали в обществе харит-граций (Я. Тинторетто «Меркурий и три грации»). В европейском искусстве 15-17 вв. особенно популярны сюжеты: «Меркурий обезглавливает Аргоса» (Рубенс, Я. Иорданc, Веласкес, Рембрандт и др.), «похищение Меркурием стад Адмета» (Доменикино, К. Лоррен и др.) и др. В искусстве 18 - нач. 19 вв. образ Г. находит воплощение главным образом в пластике (Г. Р. Доннер, Ж. В. Пигаль, Б. Торвальдсен и др.). (Источник: «Мифы народов мира».) Гермес (Гермий) - бог торговли, прибыли, интеллекта, ловкости, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог гимнастики. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Сын Зевса и Плеяды Майи. Родился в гроте горы Киллены (Аркадия). Отец Абдера, Автолика, Гермафродита, Еврита, Кефала, Пана? и Эфалида. Прадед Одиссея. См. о нем более подробно. // Джовани Батиста ТЬЕПОЛО: Появление Меркурия перед Энэем // Алексей ФАНТАЛОВ: Гермес и Аргус // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Гермесу Криофору // Дмитрий ОЛЕРОН: Герайон. Гермес и Вакх Праксителя. Вакх // Райнер Мария РИЛЬКЕ: Орфей. Эвридика. Гермес // Н.А. Кун: ГЕРМЕС // Н.А. Кун: ГЕРМЕС ПОХИЩАЕТ КОРОВ АПОЛЛОНА (Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.) ГЕРМЕС в греческой мифологии сын Зевса и нимфы Майи, крылатый вестник богов, покровитель изобретательства, плутовства и зоровства, проводник в царство мертвых. (Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.») Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|