Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 РЫБА



РЫБА


РЫБА В общих трёхчленных (по вертикали) мифологических схемах вселенной Р. служат основным зооморфным классификатором нижней космической зоны и противопоставлены птицам как классификатору верхней зоны и (менее отчётливо) крупным животным (часто копытным), символизирующим среднюю космическую зону. На основании изображения Р. из Горж-д'Анфер (Дордонь) можно сделать вывод о стремлении помещать такие образы внизу (над Р. находится изображение, иногда толкуемое как голова птицы). В произведениях т. н. мобильного искусства палеолита наиболее частый сюжет (на жезлах с отверстиями) представлен Р. в виде фаллоса. Продолжением этого аспекта «рыбной» темы являются т. н. каменные рыбы из неолитических стоянок и погребений Сибири (им соответствуют более поздние фигурки Р., используемые в качестве приманки и магического средства в промысловой магии; ср. также сибирские наскальные изображения Р., которые, например у хантов, указывают и направление движения Р. Библейский символизм «рыбных» образов в средневековой западноевропейской скульптуре - в известной степени лишь трансформация архаичных каменных Р.
Демиургическая функция Р. проявляется в двух вариантах - активном, когда Р. приносит со дна первозданного океана ил, из которого и создаётся земля, и пассивном, когда Р. (кит, три кита, дельфин и т. п.) является опорой земли. Согласно бурятским представлениям, резкое движение Р.-опоры, плавающей в океане, приводит к землетрясению. У алтайцев землю, созданную Ульгенем, поддерживают три Р.; когда одна Р. опускает голову, начинается наводнение. Более или менее сходные варианты зафиксированы у айнов, японцев и других народов Евразии. Возможно, мотив Р. как опоры земли в океане связан прежде всего с индийскими представлениями о мировой горе посреди океана, повлиявшими, в частности, на центральноазиатские традиции. В тех космогонических версиях, где мировой океан объемлет всю вселенную, солнце объезжает землю вверху на солнечной ладье, внизу - на Р., выступающей в качестве ездового животного солярного божества. Сниженный вариант демиургической функции Р. обнаруживается в преданиях и мифах о потопе, в которых Р. выступает как спаситель жизни, например в индийской традиции (некоторые исследователи связывают этот мотив с наследием автохтонного австроазийского населения) первочеловек Ману поймал Р., которая попросила вырастить её, обещая спасти в будущем Ману от потопа (в ряде версий Р., спасшая Ману, трактуется как воплощение Вишну). Ацтекский Тескатлипока, пожелавший выделиться среди братьев, превратил себя в солнце, а землю населил людьми, сотворёнными из пепла, остальные боги сделали так, что всё было смыто водой и люди превратились в Р. В одной из китайских версий потопа Гунь принимает после гибели облик Р., а из его тела возникает Юй, которому удаётся укротить воды. Р. в Китае была одним из символов богатства.
В ареале распространения мифов и преданий о потопе и особенно на его периферии (Сирия, Палестина, Малая Азия, Закавказье, Иран и др.) хорошо сохраняются следы «рыбной» мифологии и культа Р. Древнейшее свидетельство - шумерский текст (т. н. «Дом рыбы»), представляющий собой монолог (видимо, божества), посвящённый заботам о безопасной жизни Р., для которой строится специальный дом (ср. в этой связи сведения о храмовых бассейнах для Р. на Ближнем Востоке и в Закавказье). Описываются и враги Р. - различные птицы, крокодил, существование которых делает убежище для Р. особенно необходимым. Контекст расширяется, если учесть, что шумерский бог вод Энки, установивший порядок во вселенной, наделяет реки и болота Р. и назначает бога, «любящего Р.» (имя его остаётся нерасшифрованным). Так как у Энки есть свой корабль, то шумерская схема (бог воды на корабле, заботящийся о Р.) оказывается инвертированной по отношению к индийской схеме потопа (Р. заботится о первочеловеке). В локальных вариантах японского мифа о творении бог луны Цукуёми по повелению Аматэрасу спускается на землю, чтобы служить богине пищи Укэмоти: приветствуя бога луны, она поворачивает голову к морю, и из её уст выскакивают различные Р., выступающие здесь уже только как средство поддержания жизни. Вавилонский Эа, соответствующий шумерскому Энки, мог представляться в виде человека-Р. Эа приписывались не только мощь и мудрость, но и целительные способности; известны изображения «рыбообразного» Эа у постели больного ребёнка (ср. роль изображения и фигурок Р. в целебной магии). О широком распространении культа Р. в Закавказье свидетельствует, в частности, использование Р. (например, форели) при лечении разных болезней (в том числе бесплодия). В Закавказье верили в существование особой матери-Р., говорящей человеческим языком; совершали обряд захоронения Р. Здесь же обнаруживаются и следы представлений о Р. как опоре земли (кахетинцы верили, что землетрясения, происходящие от пошатывания огромной чудовищной Р., сулят хороший урожай). Магическое значение имели закавказские типы «рыбного» орнамента (у хевсуров, в Кахетии и др.), использовавшегося в женских одеждах; в этой связи ср. традиционные приёмы изображения Р. на блюдах, тарелках и т. п. [от блюда из Самарры (Двуречье, 5-4-го тыс. до н. э.) до таких десакрализованных образцов, как керамические изделия Б. Палисси (кон. 16 - нач. 17 вв.)]. К этому же кругу явлений относятся табу на называние Р. и употребление их в пищу, ряд ритуалов, связанных с рыбной ловлей. Пережитки культа Р. известны и на Северном Кавказе: в частности, к Р. имеет отношение осетинский Донбеттыр. С Р. связывается и тема умирающего и воскресающего бога плодородия, которая прослеживается в контексте реконструкции афро-евразийского мифа об Ишта-ри (Иштар) и её соответствиях; идеографически один из основных центров культа Иштар Ниневия обозначается как «дом рыбы». Центральный мотив этого мифа связан с самооскоплением (ср. трактат Лукиана «О Сирийской богине», где этот мотив относится к прекрасному юноше Комбабосу, а его действие происходит в Гиераполе, где почиталась Деркето-Атаргатис), причём в ряде вариантов фаллос бросается в воду и проглатывается Р. (в египетской версии Сет бросает детородный член Осириса в Нил и Р. съедает его; ср. также самооскопление Ваты из египетской «Повести о двух братьях»). Имеются различные варианты этого мотива. Например, в грузинской сказке «О девяти сыновьях царя» младший сын берёт живую воду из источника, принадлежащего женщине-Р.; когда юношу убивают и расчленяют, женщина-Р. собирает тело и с помощью воды из источника воскрешает его. В древнееврейской традиции Р. связана с демоном Асмодеем, особенно в его отношениях с Соломоном и Товией (Товия одолевает Асмодея с помощью Р.). В рамках смерти и воскрешения можно рассматривать и историю библейского Ионы, проглоченного Р.; ср. мотив героя, проглатываемого Р., в меланезийской сказке о Камакаджаку (в русской сказке Ивана также проглатывает щука-Р., которая сама его и изрыгает). Во всех этих случаях Р. выступает как некий эквивалент нижнего мира, царства мёртвых (для того чтобы воскреснуть к новой жизни, нужно побывать в нём). Иногда Р. актуализирует образ водного чудовища, похищающего женщину и делающего её своей женой. Таким же олицетворением смерти, тьмы, водного хаоса является и библейский Левиафан, изображаемый не только в виде дракона, но и в виде Р. Согласно библейской традиции, Р. получит мессия и разделит её с праведными в конце мира (в Талмуде мессия обозначается как Dag, «рыба»); второе пришествие мессии произойдёт, когда Сатурн и Юпитер сойдутся в зодиакальном знаке Рыб (три сплетенные Р., образующие треугольник, - распространённый мотив средневековой архитектуры). Иранским соответствием библейскому Левиафану в известной степени является гигантская первозданная Р. Кара, охраняющая мировое дерево (дерево хом-хаома, чаокерена, всеисцеляющее дерево виспобиш), растущее посреди озера Ворукаша (ср. также иранский мотив гигантской Р., плавающей в океане преисподней и несущей на себе быка как опору мира). В числе других фантастических Р. древнеиндийская гибридная макара, самым непосредственным образом связанная с плодородием, или чудо-юдо (чудо морское) русских сказок, нередко обладающее чертами и свойствами Р.; в мифологических представлениях как чудовище рыбьей природы обычно выступает кит. У иранских народов и их соседей Р. считались чистыми существами, благотворно влияющими на человека. Когда один кафир выпустил из лука стрелу в небо, чтобы поразить бога, Р. закрыла его своим телом (жабры - раны Р.). По представлениям народов Северной Сибири, у Р. есть свои покровители, в частности «волосатый отец», пасущий рыбные отары и помогающий рыболовам. Согласно хантыйским преданиям, Р. создал Култатта-Лунг. Ас-талях-Торум (Ас-ях-Торум) - не только бог верховий Оби, но и распорядитель рыбными богатствами. Божество Ауття-Отыр живёт в Обской губе в виде щуки и распоряжается морской Р. Наконец, бог Средней Сосьвы Тахыт-котль-Торум (или Махар-Торум) в детстве был проглочен Р. и принял в её брюхе облик лягушки. Существуют поверья о Р. разных видов как о предках людей и вместе с тем о происхождении Р. из частей человеческого тела. В известной мере с этой точки зрения должны рассматриваться и гибридные человеко-Р. (саамский Аккрува). Впрочем, распределение человеческих и рыбьих черт может быть и иным: у нивхов хозяин моря имеет человеческий облик (старик с седой бородой) и живёт с семьёй в доме, но дом находится под водой; в распоряжении хозяина моря есть икра от разных Р., которую он по мере надобности бросает в море. В ряде африканских традиций Р. - воплощение души умершего человека. В Китае, Индии и некоторых других ареалах Р. символизирует новое рождение; поэтому её образ часто используется в похоронных ритуалах (ср. изображения Р. в древнеегипетских захоронениях). Не случайна в этом отношении «рыбная» метафорика Иисуса Христа, прослеживаемая как на формальном уровне (греческое слово '?????, «рыба», расшифровывалось как аббревиатура греческой формулы «Иисус Христос, божий сын, спаситель»), так и по существу [ср. Р. как символ веры, чистоты, девы Марии, а также крещения, причастия (где она заменяется хлебом и вином; в этом же ряду стоит евангельский мотив насыщения Р. и хлебами)]; Иисус Христос иногда называется в ранней христианской литературе «Рыбой» (ср. этот образ в катакомбном искусстве), а христиане «рыбаками»; ср. образ апостолов-рыбарей Петра и Андрея, которых Иисус Христос обещал сделать «ловцами человеков» (Матф. 4, 19); отсюда иносказательная окраска сцен ужения и ловли сетью Р. в средневековом европейском искусстве (ср. также образ Вудды как рыбака). Многочисленны изображения Р. на печатях, медалях, гробницах раннехристианской эпохи.
Р. может символизировать не только плодородие, плодовитость, изобилие (мифопоэтически отмеченным является и образ рыбьей икры), сексуальную силу, мудрость, но и скудость, скупость, равнодушие, сексуальную индифферентность (в связи с особенностями размножения Р.), глупость. Р. - частый персонаж сказочного фольклора. В русских сказках участвуют не только безымянная Р. или Р.-чудо (типа чудо-юдо), но и щука, ёрш, карась, язь, лещ, мень, налим, окунь, осётр, плотичка, сёмга, сиг, сом, сорога, калуга и др.
Некоторые из видов Р. выделены особо. Лосось символизирует изобилие, знание, вдохновение (среди американских индейцев и финно-угорских народов распространено мнение, что во внутренностях лосося находится огонь; ср. проанализированные К. Леви-Стросом индейские мифы об освобождении лососей, которым мешают воздвигаемые койотом речные пороги; лосось - эмблема Фингэла, героя фенианского цикла ирландских легенд). Карп почитается в Китае и Японии за красный цвет (ср. мотив золотой рыбки) и символизирует силу и храбрость, а также упорство в борьбе. Сазан играет особую роль в шаманском ритуале изгнания злых духов. Акула - образ опасности, зла, смерти (в японской мифологии посланец божества; божественная акула Саме помогает тем, кто её почитает) и т. п. В одном ряду с Р. фигурирует в мифопоэтических представлениях и образ дельфина, символизирующий море, морскую силу [дельфин - одна из ипостасей Посейдона (Нептуна), Тритона, эмблема Нереид], свободу, благородство, любовь, удовольствие. Дельфин рассматривается как царственная Р., благожелательная к людям. Он приходит на помощь тонущим (в греческом мифе дельфин спасает Ариона), предупреждает мореплавателей об опасности и т. п. В дельфина превращается Аполлон, Пифон тоже иногда называется дельфином. Ранить дельфина - грех и знак несчастья. Дельфин нередко выступает как носитель душ умерших на острова блаженных (ср. изображения дельфина на похоронных урнах в Древней Греции). В индуизме дельфин - конь Камы. В христианской символике дельфин связывается с Иисусом Христом как творцом и спасителем, с воскресением и спасением. Астральный образ дельфина представлен одноименным созвездием. Изображения дельфина часто встречаются на талисманах и широко используются в геральдике.
в. н. Топоров.
 
Наряду с названными выше в средневековом христианском искусстве получили распространение изображения Ионы, а также Левиафана, представлявшихся в виде Р., дельфина, гиппопотама или фантастического водного животного, а позднее в виде кита. В светской культуре Ренессанса возрождается античный образ Фортуны, выуживающей людей словно Р. из моря житейского.
Р. - распространенная и красочная деталь религиозной и социальной полемики эпохи Реформации (особенно в Нидерландах); в искусстве этого времени распространены сцены рыбных рынков и лавок, ловли Р. и т. п., наделённые широким спектром семантических оттенков - от сатиры на человеческую похоть до отзвука споров о церковных таинствах и иерархии. Изображения гигантской Р., пожирающей рыбную мелочь, трактуются как иносказание о неумолимости и верховной мощи Природы. Гностико-алхимическая традиция толкования образа Р. как символа мистического перерождения вновь возникает в 20 в. в околонаучном психоаналитическом оккультизме (К. Г. Юнг посвящает этому символу значительную часть своей работы «Эон») и модернистском искусстве.
М. Н. Соколов.
 
Лит.: Мещанинов И. И., Каменные статуи рыб - вишапы на Кавказе и в Северной Монголии, «Записки коллегии востоковедов». 1925, т. 1; Марр Н. Я., Смирнов Я. И., Вишапы. в кн.: Труды государственной академии истории материальной культуры, т. 1, Л., 1931; Марр Н. Я., Иштарь (от богини матриархальной Афревразии до героини любви феодальной Европы), в кн.: Яфетический сборник, т. 5, Л„ 1927; Меликсет-Беков Л., Вишапы и вишапоиды Грузии. «Краткие сообщения Института истории материальной культуры», 1947, т. 15; Пиотровский В. В„ Вишапы. Л., 1939; Окладников А. П., Каменные рыбы, «Советская археология», 1936, № 1; Левин М. Г., Этнографические параллели к неолитическим фигурам рыб, «Советская этнография», 1939, № 2; Робакидзе А. И., К вопросу о некоторых пережитках культа рыбы, «Советская этнография». 1948, № 3; Breuil Н., Saint-Pеrlег R. de. Les poiseons, les batraciens et les reptiles dans 1'art quartenaire, «Archives de l'lnstitut de paleontologie humaine», 1927, Mem. 2, Funk and Wagnalls Standard dictionary of folklore, mythology and legend, v. 1, Chi., 1950; p. 391-92; Jоbes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, v. 1, N. Y.. 1962, p. 239, 459-60, 574-76; v. 2, p. 923, 988, 1231, 1391, 1431; Dоеlgеr F., ?????;
der heilige Fisch in der antiken Religionen, Bd 1-4, Munster, 1922; Wehrhahn-Stauch L., Christliche Fischsymbolik von den Anfangen bis zum hohen Mittelalter, «Zeitschrift fur Kunstgeschichte», 1972, Bd 35, № 1/2.
В. Н. Топоров.


(Источник: «Мифы народов мира».)
РЫБА вариант змея-владетеля подземного царства.
(Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник.»)
Синонимы:
    айд, акантикус адонис, акантод, акара голубовато-пятнистая, акара золотокаемчатая, акара круглоголовая, акула, алаша, аллосмер, алоза, альбакор, амия, амур, амфиокс, анабаз, анабас, анаберткен, анемоновая рыба, аненхел, антеннария, анциструс, анчоусы, апистограмма агассица, апистограмма какаду, аргаш, аргентина, аргус, артродир, астронотус оцелятус, атерина, аулонокара фрайберга, ауха, афиона, афосемион южный, бакла, барабулька, барбус вишневый, барбус суматранский, барбус-клоун, барракуда, белизна, белоглазка, белокровка, белорыбица, белуга, бель, бельдюга, беребра, берш, бестер, бешеная рыба, бешенка, бобырец, бобырь, бойцовая рыбка, бокоплав, болванка, большерот, бонит, бонито, боопс, ботриолепис, боция-клоун, брызгун, бублица, бурый паку, быстрянка, бычок, валаамка, валек, вандыш, ват, вахня, ваху, вдовица, веризуб, верховка, верхогляд, веслонос, вислятина, вобла, волосохвост, ворчун, востробрюшка, вуалехвост, вырезуб, вьюн, галлахия, гальдья, гальян, гамбузия, ганоид, гастромизон, гегаркун, гемпила, гимнелис, гимнот, гипанцитрус-зебра, гипероглиф, глоса, глосса, гнус, гнюс, голавль, голец, головач, головешка, голодья, голомянка, голыш, гольян, горбатая тетра, горбунок, горбуша, горбыль, горлач, горлозубка, горчак, грацилис, групер, губан, губанчик, гуппи, гурами жемчужный, гурами обыкновенный, гурами целующийся, густера, даватчан, даллия, даммара, данио, данио рерио, двузорка, девятиглаз, держилодья, дискогнат, дискус, долгопер, долгохвост, дорада, дулоротка, евдошка, еж-рыба, елец, ерш, ершеватка, жележница, железница, желтокрылка, желтохвост, жерех, живец, живоглот, живое серебро, заготовка, залом, звездочет, зворлуч, зеленушка, зеленчуга, зеленчук, змееголов, золотая королева, золотая рыбка, золотистый карп, золотобров, золотой леопард, зубан, зубатка, иваси, игла-рыба, иглобрюх, иглоперка, идол, императорская рыба, инняха, ишхан, кайкан, калихт, калкан, калман, калуга, камбала, камса, капитан, капся, каранга, карангич, карапус, карасырт, карась, кардинал, карнегиелла мраморная, карп, катанга, керца, керча, керчак, кета, кефаль, кижуч, килька, кленек, клень, клыкач, кнут, кои, колбень, колиас, колюшка, конго голубой, коносир, конь-рыба, копага, копчушка, копьеносец, корифена, корифеновый, королевская тетра, коронадо, корюха, корюшка, косатка, кострик, красная, краснобородка, красноперка, краснорыбица, красный фантом, круглак, круглопер, кузовка, кузовок, кумжа, кунджа, кутум, куша, лабардан, лабео двухцветный, лабеотрофеус фуеллерборна, лаврак, лакерда, лакс, лаксфорель, лалиус, лампрет, ламприда, лампрологус глазчатый, лампрологус многополосый, лампрологус цитроновый, лапша-рыба, ларич, ласкирь, латимерия, ледяная рыба, ленок, лепидосирен, летучая рыба, летяга, лефер, лещ, лещедка, лжелопатонос, лжеосман, лжепатонос сырдарьинский, ликод, лиманда, линь, липарис, лира-рыба, лихия, лобан, лобая, ломок, лопатонос, лосось, лоховина, лоцман, лудога, луна-рыба, лунный гурами, лупирка, луфарь, львиная рыба, люмпенус, люр, макрелещука, макрель, макрогнат, макрогнатус, макропод обыкновенный, макрорус, макрурус, малье, мальма, мандаринка, манта, марена, маринка, марлин, мартовник, маслюк, мелакопия, меланохромис золотой, меланохромис йохана, менек, менхеден, мень, мерданг, мережник, мерлан, мерланг, мерланка, мерлуза, мерн, мероу, меч-рыба, меченосец обыкновенный, мечерот, мечехвост, миксина, минога, минтай, мирон, многозуб, многозубец, многопер, мойва, мокой, молва, моллиенезия парусная, молот-рыба, мольва, морская игла, морская камбала, морская лисица, морская щука, морской бекас, морской волк, морской дракон, морской ерш, морской кот, морской петух, морской слизень, морской черт, морской язык, мошкарь, муксун, мунда, мундукон, мурена, муцун, мыкиз, набросок, навага, налим, нанностомус, нельк, нельма, неон красный, неон обыкновенный, неон черный, неоцератод, неоцератодус, нерка, нитеносец, новумбра, носарь, нототения, обыкновенный сомик нижнерот, овсянка, оголец, огуречник, окунь, окунь синий, омуль, онаша, опах, осетр, осман, остронос, отод, отолитес, ошибень, пагелл, пагр, паламида, палия, палтус, палча, панак королевский, панцырник, папагало, парма, парусник, пасюк, пацюк, пегас, пектен, пеламида, пелядь, перка, перкарина, перламутровый юлидохромис дикфельда, пескарь, песочник, пеструшка, пестрюга, пестряк, пестрятка, песчанка, петушок, пецилия пятнистая, пикша, пила-рыба, пиленгас, пилорыл, пильчард, пильчер, пимелодус, пимелодус украшенный, пинагор, пиранга, пиранья, писарка, писарь, плакодерма, пластиножаберный, платипецилия, плзун, плотва, подкаменник, подлещик, подуст, подъершик, подъязок, ползун, полиакантус, полиодон, полиптер, поллак, полосатая крылатка, попугай обыкновенный, порса, прилипало, принцесса бурунди, пристелла ридлея, промикропс, протомелас ленточный, протоптер, протоптерус, прыгун, псаммолепис, псевдолипарис, псевдоплатистома, псевдоскат, псевдотрофеус, псеудотрофеус элонгатус, псеудотрофеус-зебра, пуголовка, пузанок, пукас, путассу, пухас, рааш, радужная цихлида, радужница малая, неоновая, расбора клиновидная, ратан, ремень-рыба, ремора, рипус, робало, рогозуб, розовый фантом, ротан, рулена, рыба-ангел, рыба-бабочка, рыба-бритва, рыба-еж, рыба-жаба, рыба-звездочет, рыба-зебра, рыба-индюк, рыба-кабан, рыба-капитан, рыба-клоун, рыба-кролик, рыба-луна, рыба-меч, рыба-мичман, рыба-молот, рыба-парусник, рыба-пила, рыба-ползун, рыба-попугай, рыба-рыцарь, рыба-сабля, рыба-свеча, рыба-слон, рыба-собака, рыба-старая жена, рыба-хирург, рыба-шар, рыбец, рыбешка, рыбина, рыбица, рыбища, рыбка, рыбченка, рыбчонка, рябец, ряпушка, сабля-рыба, сазан, сайда, сайка, сайра, салака, сарг, сарган, сарделька, сардина, сардинелла, сардинопс, себаст, севрюга, селахия, сельдь, сельдяной король, селява, семга, семужка, серебрянка, сериола, серкола, серран, сиамский водорослеед, сиамский гиринохейл, сиг, сиголов, сима, сингиль, скакун, скалярия обыкновенная, скапа, скат, скафиринх, скорпена, скрипун, скумбрия, смарида, смигиль, снеток, снуки, солнечный окунь, солнце-рыба, сом, сомик, сомик золотистый, сорога, спинорог, спиринх, ставрида, стерлядь, стихей, стихея, стонога, стремлинг, строганина, судак, султанка, сфирена, сциена, сырок, сырть, таборо, таймень, талеихт, тарань, таранька, тарпон, таувина, таурихт, телескоп, тернеция, терпуг, тетра, тилапия, тилялия тигровая, тиляпия, толстолобик, торохтун, травник, травяник, трематом, треска, тресочка, трехиглая колюшка, тригл, трофеус звездчатый, трубкорыл, трубчатка, тугун, тунец, тупоголов, тюлька, тюрбо, угольная рыба, угорь, удильщик, уклейка, умбра, умбрица, усач, фимрия, фонарик, форелеокунь, форель, фугу, хайко, хамса, хаплохромис барля, хариус, хек, хельмон, хиазмодон, химера, хирург, хромис-красавец, цветной карп, цератод, цехлосома, цинотиляпия афра, ципринодонт, циртокара ливингстона, цифотиляпия зебра, цихлазома меека, цихлида-колибри, цицик, цуцик, чавыча, частик, чебак, черная вдова, черновик, черноспинка, четырехзуб, чехонь, чечуга, чир, чопа, чоша, чукучан, шаблон, шамая, шеврыга, шед, шемая, шереспер, шип, шиповка, широколоб, широколобка, шпрот, шпрота, шубункин, шэд, щитинозуб, щокур, щука, электрорыба, элеотрис, юкола, юлидохромис марлиера, юлидохромис орнатус, юнкер, юрюк, язычок, язь, ярык, ящерощука


Просмотров: 1900
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • БИОГЕННЫЙ МОТИВ
  • ДВОЙСТВЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
  • Дельфин
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • МОТИВ
  • МОТИВ
  • МОТИВ
  • Морской Еж
  • Морской орел
  • Мотив
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Образ Божий
  • Образ Мира
  • Образ тела (body image)
  • Рыба
  • Рыба
  • Средства общения народов разных государств
  • Средства общения народов разных государств
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Функциональный Мотив
  • достижения мотив
  • конечности (жертвенные изображения)
  • мотив
  • мотив просоциальный
  • образ мира
  • функциональный мотив



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь