|
Вражда, врагВражда, враг 1) грехопадение стало причиной появления на земле В. (Быт 3:15); ап. Павел относит В. к "делам плоти" (см. Плоть, плотский, плотяной) (Гал 5:19). Когда в Библии говорится о В., в первую очередь имеется в виду В. против Бога (Мф 13:25,39; Деян 13:10; Рим 8:7; Флп 3:18; Иак 4:4), к-рой в плоскости межчеловеч. отношений соответствует ненависть к Божьему народу (Есф 3:8; Иез 35:5) и верующим (Мф 10:22,36; Ин 15:18-20; 16:2). Со времен Каина и Авеля (Быт 4)нечестивые люди убивают праведников за их благочестивые дела (Ин 8:37-44; 1Ин 3:12; ср. Прем 2:10-20). Человеч. враждебность побуждает Бога быть "врагом ... врагов" Своего народа (Исх 23:22). Отсюда становится понятной непримиримая В. Израиля к хананеям (Втор 7), над к-рыми должен свершиться суд Божий (Быт 15:16), а также ненависть к врагам Бога, выраженная в псалмах (Пс 138:19-22). Здесь см. Ненависть ко всему злому переносится на того, кто совершает злые поступки. Но, с др. стороны, уже в ВЗ звучит требование не только проявлять любовь к ближнему (Лев 19:18), но и быть милосердным к своему врагу (Исх 23:4 и след.; Притч 24:17; 25:21; ср. Иов 31:29); 2) врагам Израиля отводится особая роль: Господь использует их для наказания Своего неверного народа (Суд 2:14 и след.; Иер 21:7). Несмотря на то, что враги израильтян действуют по воле Божьей и являются орудием в Его руках, они становятся виновными в "дерзости против Бога" (4Цар 19:25-28; Ис 10:5-16) и над ними исполняется обетование, данное Господом Аврааму: "и злословящих тебя прокляну" (Быт 12:3)- таков приговор любому врагу избранного Божьего народа; 3) Иисус Христос принял за нас смерть на кресте, когда мы еще были Его врагами (Рим 5:10; Кол 1:21). Тем самым Иисус сделал любовь к врагу зримой реальностью (Лк 23:34): теперь ее могут и обязаны проявлять также люди, находящиеся "во Христе" (Мф 5:44; Лк 6:27 и след.; Рим 12:14,20 и след.; ср. Лк 1:74 и след.). В. между евреями и язычниками, между Божьим народом и остальными народами может быть преодолена только в Церкви (Еф 2:14-16). Любовь к врагу не означает пас-сивного отступления от истины; Иисус решительно разделяет друзей и врагов (овцы и волки в Мф 10:16), называет Своих врагов подобающими именами и возвещает им о грядущем Суде (Мф 23:13-33), чтобы тем самым призвать их к покаянию (Мф 9:13; 18:11); 4) но в конце дней, когда Господь положит всех врагов Иисуса Христа "к подножию ног Его" (Пс 109:1; 1Кор 15:25) и когда "последний враг истребится - смерть", тогда прекратится всякая В. на земле (Ис 11:6-8). И "вся тварь с надеждой ожидает" этого (Рим 8:19-22). Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|