Скорбь


Скорбь
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
Изначальное значение греч. слова тлипсис - "теснота", "притеснение". С. связана с бедствиями и притеснениями, в частн. с гонениями (1Фес 1:6; 2:14 и след.), пребыванием в узах (Деян 20:23; Еф 3:13; Откр 2:10), поношениями (Евр 10:33), духовными борениями (2Кор 7:5), болезнями, голодом. Павел противопоставляет С. см. Покой, почить, успокоиться (2Кор 7:5), отраду, к-рую принесет Христос (2Фес 1:7; ср. Евр 4:9-11); с Его приходом будет положен конец всякой С.
II. СКОРБЬ В БОЖЬЕМ ЗАМЫСЛЕ СПАСЕНИЯ
С. не было в первонач. сотвор. мире, где, по Божьему определению, все было "хорошо весьма" (Быт 1:31). Жизнь первых людей в раю (см. Рай) ничем не была омрачена (Быт 2). С. не будет и в том мире, к-рый будет заново сотворен Богом по окончании времен (Ис 65:17; 66:22; 2Пет 3:13; Откр 21:1-7), где "отрет Бог всякую слезу" (Откр 7:16 и след.; 21:4; ср. Ис 25:8; 35:10). С. - это реалия павшего мира (Ин 16:33); ее порождают след. причины:
1) скорбь как следствие греха. Своим грехопадением человек привнес в жизнь все мыслимые С. (Быт 3:15 и след.), причем самым глубоким выражением С. стала смерть (Рим 6:23). Грехопадение следует понимать не только как произошедшее однажды историч. событие, проклятием тяготеющее над нашей жизнью, но и как событие, повторяющееся в жизни каждого человека (Быт 42:21; Ис 8:21,22). Человек должен познать, какие бедствия и страдания приносит то обстоят-во, что он оставил Бога (Иер 2:19). С. стала обратной стороной всей жизни человека (Еккл 1:18), особенно его стремления к удовольствиям (Притч 23:29 и след.);
2) скорбь как следствие обращения к Богу. Обращение не означает, как часто думают люди, устранения или уменьшения С., напротив, оно часто знаменует собой ее приумножение (Мф 24:9; Деян 9:16). Это познали еще благочестивые люди ВЗ (2Цар 4:9; Пс 33:20; 72 и др.). В НЗ слова "С." или "теснота" применяются почти исключит. по отношению к страданиям, к-рые постигают христианина за его принадлежность Христу (2Кор 1:4-11; 4:8; 1Фес 1:6; Евр 10:33; Откр 2:9,10). Эта С., вызываемая обращением к Богу, была обусловлена не особенностями того времени, но духовными законами, действующими на протяжении всей истории. Как Иисусу "должно" было по воле Бога принять страдания (Мф 16:21; Лк 24:26-46), так и христианам "многими скорбями надлежит ... войти в Царствие Божие" (Деян 14:22). Этот духовный закон неотвратим, и Павел разъясняет его действие в своем Первом послании к Фессалоникийцам (1Фес 3:3,4). То, что относится ко всем христианам - иначе они не чада Божьи, а отверженные (Евр 12:7,8), - в еще большей степени касается апостола (2Кор 1:5). Он терпит С. не только за себя, но и за Церковь (Еф 3:13; Кол 1:24);
3) скорбь как знамение конца времен. С. христиан имеют эсхатологич. характер, они - указание на то, что "последнее время" наступило (1Ин 2:18). Это последнее время характеризуется невиданным сгущением и вселенским размахом страдания, перед к-рым бледнеют все предшествующие С. (Мф 24; Мк 13; Откр). Именно в этом значении в Библии сказано о "великой скорби" (Мф 24:21; Мк 13:19; Откр 7:14). Она есть начало Божьего суда, к-рый явится "днем скорби" (Соф 1:15; ср. Рим 2:9), "ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью" (2Фес 1:6).
III. СКОРБЬ В ЖИЗНИ ХРИСТИАН
Всякая С. несет с собой соблазн отпадения от Бога (Мк 4:17; 1Фес 3:3-5). Тем не менее она не бесполезна для верующего. Со С. ему открывается широкий горизонт веры, уходящий подчас и за смертную черту. С. не может отлучить верующего от любви Христовой (Рим 8:35), напротив, она должна привести к истинному соединению с Ним:
1) Господь посылает нам С., чтобы проверить и испытать нашу веру (2Кор 8:2; 1Пет 1:6; Иак 1:12), чтобы показать христианам, что надо "надеяться не на самих себя, но на Бога" (2Кор 1:8 и след.). С. заставляет нас прибегать к молитве (Ис 26:16; Иона 2:2 и след.) и воспитывает в нас см. Терпение (Рим 5:3; 12:12; 2Кор 1:6; 2Фес 1:4). Кр. того, С. может служить распространению Евангелия (Деян 8:4; 11:19 и след.) и способствовать тому, "чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби" (2Кор 1:4 и след.);
2) в конечном итоге любую С. можно перенести, сознавая, что она ограничена во времени и должна смениться славой Божьей (2Кор 4:17), обетов. верующим (ст. 18; Рим 8:17) и многократно превосходящей все, что человеку приходится испытать на земле (ст. 18). Христиане могут считать свою С. залогом этой цели (2Фес 1:4,5), ибо Сам Бог, Спаситель от всякой С. (Иов 5:19; 19:25), "отрет ... всякую слезу с очей их" (Откр 7:16 и след.);
3) С. не является препятствием для радости (2Кор 7:4), как это может показаться безбожному уму, но соседствует с радостью, вызываемой Св. Духом (1Фес 1:6). Если человек осознает это, то даже сама С., о к-рой говорит Павел (Рим 5:3), может стать предметом радости (2Кор 8:2; Кол 1:24). Ибо то, что Иисус "победил мир" с его С. (Ин 16:33), является для веры познанной реальностью и достаточной причиной для радости.


Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.


Синонимы:
    горе, горесть, горечь, горюшко, грусть, жалобность, кручина, мировая скорбь, печаль, прискорбие, сожаление, сокрушение, страдание, траур, угрызения совести


Просмотров: 908
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза





Другие новости по теме:

  • 2Кор.1:11
  • 2Кор.1:12
  • 2Кор.1:13
  • 2Кор.1:14
  • 2Кор.1:15
  • 2Кор.1:16
  • 2Кор.1:17
  • 2Кор.1:18
  • 2Кор.1:19
  • 2Кор.1:2
  • 2Кор.1:20
  • 2Кор.1:21
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Где это было?
  • знание-как и знание-что
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИРОВАЯ СКОРБЬ
  • СЛЕД
  • След
  • СЛЕД МНЕСИЧЕСКИЙ
  • След памяти
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь