|
Проповедь, проповедовать, проповедникПроповедь, проповедовать, проповедник Новейшие исследования показывают, что в Библии слово "проповедь" означает нечто иное, чем то, что сегодня подразумевается под упорядоченной церк. П. Это понятие в совр. его понимании вообще не встречается в Библии, оно не было знакомо древней Церкви. I. В ВЗ для передачи понятий "проповедь", "проповедовать","проповедник" использовались разные др.-евр. слова. Так, в псалмах и книгах пророков говорится о возвещении правды (Пс 21:32), Божьего града (Пс 86:3), мира (Ис 52:7). В ВЗ часто используются такие выражения, как "славить и восхвалять Бога", "возвещать Божие имя, спасение, праведность, чудеса, славу, истину". Такого рода возвещение не было связано с опред. местом, временем или облечено в конкретные формы. см. Пророки осознавали себя "устами Божиими", призванными возвещать Божью волю и Его предначертания (Иер 15:19). Нередко библ. пророки испытывали глубокое волнение и были полностью поглощены данными им поручениями (Иер 20:7-9). Часто их пророчества были исполнены поэтич. вдохновения и находили выражение в соотв. лит. формах. В евр. текстах нередко встречаются типичные для поэтич. жанров приемы - вост. цветистость стиха, аллитерация (у Амоса, Исаии, Михея, Наума и др.). Эти мужи Божьи осознавали себя пророками и провозвестниками Всевышнего (Пс 104:1; Ис 40:6; Иер 2:2; 11:6; Иона 1:2; 3:2; Мих 3:5; Зах 1:14). Слова, переведенные в Исх 36:6; 2 Пар 24:9; Дан 5:29; Ос 5:8 как "объявлять", "возвещать", "провозглашать", "возглашать" или "проповедовать", обозначают возгласы, вопли, ликование, звуки набата. Пророк должен был возвещать только слово Господа, а не навязывать собственные идеи и мечтания, как это делали лжепророки (Иер 14:14; 23:28). Поручая человеку быть Своим посланником, Господь Бог не принимал во внимание ни его возраст, ни сословную принадлежность, ни происхождение (Иер 1:6; Иез 3:1; Иона 1:2). От пророка не зависело, даст ли его проповедь плоды. Часто его деят-сть не приносила видимого успеха (см. Иеремия), но ему дано было знать, что Божье слово "не возвращается тщетным" (Ис 55:11). Важно отметить, что ветхозаветная П. нередко (прежде всего у Иезекииля) сопровождалась символич. дей-ствиями. к-рые особенно запоминались слушателям: Иер 27:2 (возлож. на шею дерев. ярмо); Иез 12:1-7 (проломленная стена) и др. П. II. ПРОПОВЕДЬ В НЗ: 1) В НЗ встречается большое количество слов и выражений, обозначающих служение благовествования; отчасти это разнообразие сохраняется и в переводах. Ниже приводятся наиб. часто употребляемые греч. глаголы, обознач. П.: кэрюс-сейн = "публично, во всеуслышание объявлять" (Мк 1:45; 5:20; Лк 8:39); эвангелидзейн = "возвещать Благую Весть", "благовествовать" (Мф 11:5; Деян 16:10; Рим 1:15; 1 Кор 1:17); дидаскейн = "учить" (подразумевается обстоят., длит. проповедь-наставление) (Мф 4:23; 7:29; 9:35; Мк 4:2); мартюрейн = "свидетельствовать", т.е. "распространять знания о Боге и о Христе на основании собственного опыта веры". Иисус, апостолы и древняя Церковь придавали свидет-ву огромное значение (Лк 4:22; Ин 1:15; 1 Ин 1:2); 2) ПРОПОВЕДНИКИ В НЗ: а) иудеи проповедовали Закон (Деян 15:21), т.е. по субботам в синагогах зачитывали и истолковывали тексты ВЗ (см. Училище). Эту богослужебную форму Иисус и апостолы использовали для П. Евангелия (Лк 4:16и след.; Деян 13:14 и след.); б) Иоанн Креститель проповедовал пришествие Мессии, и в пустыне прозвучал его призыв к покаянию (Мф 3:1; Мк 1:3; Лк 3:3). Приходивших к нему людей он пробуждал от духовного сна призывом: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф 3:2). Этот призыв, в к-ром соединились Закон и Евангелие, был услышан евр. народом. Многие покаялись в грехах и приняли крещение (Мк 1:5).Это крещение пробужденных явилось предвосхищением прощения грехов Мессией (Деян 13:23-25). Благовествование и крещение Иоанна были только указанием на грядущего Спасителя (Ин 1:29); в) спасение в его полноте принес на землю Божий Сын Иисус Христос. В Его земной жизни благовествование было не только призывом, провозвещением грядущего, но и осуществлением самого спасения. Иисус был Вестником, Посланником Отца (Ин 17:3) и вместе с тем Сутью той Вести, к-рую Он нес (Лк 4:18,21; см. Вера, 11,2). К Своему народу Он явился как воплощенное Царство Божье (Мф 12:28; Лк 17:21; Ин 1:26). Иисус не делал докладов о сути и значении Царства Божьего, Он провозглашал наступление этого Царства всюду, где пребывал. Иисус вещал на горе (Мф 5-7),в домах и синагогах (Мф 4:23), на берегу моря (Мк 2:13), в городах и селениях, на рыночных площадях, в храме (Лк 20:1). Его П. принимали форму притчи, они изобиловали сравнениями, поучениями, призывами. Но главное заключалось не в речах Иисуса, а в самой Его жизни, в Его страданиях, смерти и воскресении; в Нем Царство Божье открылось во плоти. Умерший на кресте Спаситель принес весть спасения и тем, кто погиб при потопе во времена Ноя, так что и пребывающим в царстве мертвых всемогущее слово Иисуса открыло возможность спасения (1Пет 3:19 и след.). Превознесенный и воссевший одесную Бога Иисус продолжает говорить с нами через Своих посланцев. В П. Евангелия действует Сам Господь (Лк 10:16; Рим 10:14,17); г) исцеленные Иисусом сами становились проповедниками великого Божьего подвига спасения (Мк 1:44,45; 7:36). Одни рассказывали о сотворенных Иисусом чудесах по Его поручению, другие говорили об этом вопреки Его запрету. Этим запретом Иисус хотел показать, что для Него важнее убедить людей, а не поразить их чудесами; д) Иисус посылал проповедовать Своих учеников и апостолов (Мк 6:12; Мф 10:7). Только призвание и направление Самим Господом дают полномочия на совершение про-поведнич. служения. Вначале апостолы проповедовали ту же весть, что Иоанн Креститель и Сам Иисус: "Приблизилось Царство Небесное" (Мф 10:7). Воскресший Господь повторил Свое повеление, послав учеников проповедовать и уполномочив их действовать от Его имени (Мф 28:18-20; Мк 16:15-18; Ин 20:21-23). Эти полномочия стали действенными через сошествие на учеников Святого Духа (см. Дух, Святой Дух) (Деян 1:8; 2:1 и след.). С этого момента апостолы стали миссионерами и разошлись по всему миру. Одноврем. их Весть получила новое и окончат, содержание. Отныне они проповедовали Иисуса Христа как распятого, воскресшего и грядущего Господа(1Кор 1:23); 3) СОДЕРЖАНИЕ НОВОЗАВЕТНОГО БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ. Предметом новозаветной П. является Иисус Христос, но весть о Христе включает в себя несколько аспектов: а) П. Царства Божьего, наступившего в Иисусе Христе (Мф 9:35), означает, что Христос - Господь (2Кор 4:5), потому что Ему будет принадлежать "царство мира" (Откр 11:15). Цель Евангелия не только блаженство (см. Блаженный) отдельной личности, но и спасение человечества и всей Вселенной; б) вместе с Царством Божьим проповедуется и примирение (2Кор 5:18). Важнейшая часть этой П. - призыв к покаянию (см. Покаяние, каяться) (Мф 3:2; 4:17). Без него нет доступа в Царство Божье (Ин 3:3); в) за покаянием следует см. Вера (Евр 6:1), из к-рой только и может возникнуть новая жизнь. Петр называет веру испытанной и драгоценной (1Пет 1:7), и Павел не устает проповедовать ее как единств, путь к спасению (Рим 1:16; 3:22,28; 4:3,5; 9:33; 10:9 и след.; 1 Кор 1:21; Гал 2:16); г) призыву к вере сопутствует П. оправдания (см. Оправдание), к-рое Бог дарует верующему (2Кор 3:9). Это оправдание, приобретенное страданиями Иисуса Христа (Рим 5:18), Бог дарует покаявшемуся и верующему грешнику (Рим 3:23-28; 4:5; 2 Кор 3:9); д) средоточием всего новозаветного благовествования является Иисус Христос, распятый и воскресший (Деян 9:20;Рим 14:24; 1 Кор 1:23; 15:14). П.покаяния и веры (Деян 20:21) наделена действенной силой. Она есть "для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2Кор 2:1б); для одних Евангелие - соблазн и безумие, для других - Божья сила и Божья премудрость (1Кор 1:23 и след.). Отчужденный от Бога мир воспринимает Весть о кресте как нечто возмутительное и раздражающее и, по наущению сатаны (Откр 12:13), преследует свидетелей Иисуса (Мф 5:10-12; 10:22; 2 Тим 3:11,12); 4) РОЛЬ ПРОПОВЕДНИКА В РАСПРОСТРАНЕНИИ НОВОЗАВЕТНОЙ ПРОПОВЕДИ: а) Господь призывает и направляет проповедника Евангелия: "И как проповедовать, если не будут посланы?" (Рим 10:15; ср. Мк 3:14; Лк 4:18; 9:2; Деян 26:16-18). Только такие проповедники уполномочены Господом и имеют необходимые для проповеди дарования. Тот, кто не был послан, но проповедует, лишь создает видимость, что имеет такое дарование. Истинный проповедник благовествует по "необходимой обязанности" (1Кор 9:16); б) проповедник Евангелия сам остается в тени, выдвигая на первый план Благую Весть (2Кор 4:5). Горе ему, если он проповедует самого себя! Слово кэрюкс ("глашатай") встречается в НЗ очень редко (напр., в 2Тим 1:11; 1 Тим 2:7; 2 Пет 2:5), поскольку все внимание сосредоточено на вести, а не на вестнике. Благовестники нередко подвергаются опасностям: в мире врагов Евангелия они "как овцы среди волков" (Мф 10:16). Вестник может быть закован в кандалы, "но для слова Божия нет уз" (2Тим 2:9). Жизнь проповедника должна соответствовать его П., иначе он становится недостойным великой миссии (1Кор 9:27; Рим 2:21). Несоответствие между жизнью и П. делает служение бесплодным; в) суть П. заключается не во вдохновенных человеч. словах, а в действии Духа, Который побуждает слушателей к принятию решения (1Кор 2:4); г) проповедник благовествует не для того, чтобы угождать людям (Гал 1:10) или "льстить их слуху" (2Тим 4:3). Он несет людям всё, что может служить их временному и вечному спасению. Он проповедует Евангелие "во время и не во время", публично и каждому в отдельности, открыто неся людям весть о спасении (2Тим 4:2). При этом с любовью и готовностью к самопожертвованию проповедник вникает в нужды своих слушателей (1Кор 9:19 и след.; 2 Тим 2:15), прокладывая т.о. путь к их сердцам; 5) СЛУШАТЕЛИ. Цель П. - не в том, чтобы слушатели просто поняли сказанное и согласились с ним, а в том, чтобы они уверовали в Бога (2Кор 2:4,5; Рим 10:10,17). Из веры произрастает см. Послушание, повиновение, слушаться, повиноваться (Рим 1:5), к-рое Бог также "производит" в верующем (Флп 2:12,13; Еф 2:8-10). Поскольку вера произрастает из восприятия слова Божьего, то у веры и П. одно и то же содержание: Иисус Христос, распятый и воскресший Господь. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|