Право, правосудие


Право, правосудие
I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) Господь - Бог справедливости и правого суда. Он творит праведный суд обиженным (Пс 102:6; 145:7), а Его Отрок возвестит суд народам (Ис 42:1). У библ. пророков споры между Богом и Его народом и другими народами напоминают судебное разбират-во (Ис 1:18; 43:26; Иер 2:35; Мих 6:1,2); речи см. Иова также напоминают о судебном процессе;
2) Господь, как Бог правого суда, стремится к тому, чтобы и в Его народе все П. - священные, гражданские и социальные - соблюдались Его народом как Божье установление. см. Закон, переданный народу Моисеем, представляет собой Божье П. Это находит отражение и в том, что судей, творящих правосудие именем Бога (Втор 1:17), иногда называли "богами" (Исх 22:6 и след.,28 - в Синод. пер. - "судьи"; Пс 81:1,6).
II. СУДЬИ
1) во времена патриархов отец семейства был одноврем. судьей над домочадцами (Быт 38:24). Позднее, во время египт. плена, эта обязанность, вероятно, перешла к старейшинам (начальникам) народа (см. Старейшины), а после исхода из Египта - к Моисею (Исх 18:15 и след.). По совету Иофора, Моисей назначил для разбора мелких дел большое число судей из народа (ст. 13-26; Втор 1:9-18; 16:18-20). Эти судьи одноврем. были тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; т.о., отправление правосудия, видимо, всегда было связано с принципом деления народа Израиля на колена, роды и семейства (см. Чиновник, IV,1; см. Колено);
2) после смерти Иисуса Навина наряду с начальниками вершить суд стали призванные Богом см. Судьи (1Цар 7:15 - 8:3), среди к-рых названа и одна женщина, Девора (Суд 4:5). С избранием на престол Саула носителем высшей судебной власти стал см. Царь (1Цар 8:20; 2Цар 14:4 и след.; 15:2-4; 3Цар 3:16-28; 7:7);
3) Давид ставил судьями см. Левитов (1Пар 26:29-32), к-рые вместе со см. Священниками призваны были наставлять народ в Законе. Иосафат реформировал систему правосудия (2Пар 19:5-7) и учредил в качестве инстанции для обжалования верховный суд в Иерусалиме. Этот суд состоял из священников, а председательствовал на нем первосвященник или князь дома Иуды, в зависимости от важности дел, к-рые там рассматривались (2Пар 19:8-11; ср. предписание во Втор 17:8-13);
4) об отправления правосудия после вавил. плена см. Синедрион.
III. СУДОПРОИЗВОДСТВО
1) судебные разбират-ва у израильтян обычно проводились у гор. ворот (см. Ворота) (Втор 21:19; Руфь 4:1 и след.). Соломон вершил суд в особом судебном помещении внутри дворца (3Цар 7:7). (О судопроизводстве во время рим. владычества см. Претория см. Судейское место, судилище);
2) обвинение выдвигалось истцом, или жалобщиком (Деян 23:30,35; Ин 8:10 - в Синод. пер. везде - "обвинитель"); о существовании обществ. обвинителей (аналог совр. прокурора) в странах Древнего Востока ученым ничего не известно. На суде у Пилата иуд. первосвященники сами обвиняли Иисуса (Мф 27:12; Ин 18:29); но позднее, во время суда над Павлом, они воспользовались услугами ритора (поверенного) (Деян 24:1,2). О составлении судебного протокола говорится в Иов 31:35. Свидетелям богохульства вменялось в обязанность выступать с публичным обвинением (Лев 5:1). В НЗ соперник в спорном деле неоднократно назван противником (Мф 5:25; Лк 12:58; 18:3);
3) израил. закон предостерегал от доверия к пустым слухам и подозрениям (Исх 23:1). Смертный приговор мог быть вынесен только по предъявлении доказат-в в совершении особо тяжкого преступления (Втор 17:6; ср. Деян 23:29). Для осуждения на смерть нужны были как минимум два свидетеля, причем их показания должны были совпадать в деталях (Втор 19:15; Мк 14:57-59; см. Клятва, V). Дело Иисуса фактически провалилось из-за противоречий в показаниях свидетелей. Когда же первосвященник спросил Его: "Ты ли Христос?", утвердит. ответ Иисуса сделал излишним слушание дальнейших свидет. показаний и дал формальный повод к Его осуждению (ст. 61-64). Рим. правосудие давало обвиняемым П. защищаться перед лицом обвинителя (Деян 25:16). Кр. того, каждый рим. гражданин был вправе потребовать суда императора (ст. 11).
IV. ВЫНЕСЕНИЕ ПРИГОВОРА
В ВЗ действовал основной закон возмездия ("Глаз за глаз, зуб за зуб" и т.д.), к-рым руководствовались в тех случаях, когда были нанесены телесные увечья (Исх 21:24,25; Лев 24:19,20) или человек лжесвидет-вовал (Втор 19:18-21). За убийство (Исх 21:12,23; Лев 24:17,21) и похищение человека (Исх 21:16) полагалась смертная казнь (см. Быт 9:5,6; см. Кровная месть см. Города-убежища). Другое правило действовало в отношении рабов. Если раб получал по вине своего господина телесное увечье, он подлежал освобождению от рабства (Исх 21:26 и след.). Ущерб, нанесенный владельцу скота или другой собственности, полагалось возмещать деньгами (ст. 34; 22:11,13; Лев 24:18,21) или натур. продуктом (Исх 22:5); вор должен был возместить как минимум двойную стоимость украденного, иначе его могли продать в рабство (Исх 22:1 и след.). Виновных в ворожбе и идолослужении всегда присуждали к смерти (Исх 22:18; Лев 20:27; Втор 13:6 и след.; 17:2 и след.). В принципе, каждый человек мог быть наказан только за собств. вину (Втор 24:16; ср. 4Цар 14:6). Вина домочадцев Ахана, казненных вместе с ним, заключалась в том, что они скрыли его проступок (Нав 7:24-26).
V. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
По вопросу об исполнении наказаний см. Наказание, наказывать.


Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.


Просмотров: 1125
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Закон «все или ничего» (all-or-none law)
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • кем были древние бритты?
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • СЛЕД
  • След
  • СЛЕД МНЕСИЧЕСКИЙ
  • След памяти
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Суд, или судопроизводство у Израильтян
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь