|
ОстатокОстаток I.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ Понятие "О." играет важную роль в библ. проповеди суда и спасения: 1) в ВЗ для передачи понятия "О." используется несколько евр. слов: шаар - "оставаться", палат - "избегать", сарад -"убегать", ятар - "оставаться", а также производные от этих глаголов слова. Септуагинта по-разному переводит эти евр. слова, чаще всего используя глаголы каталейпейн и гюполейпейн ("оставаться") и связанные с ними сущ.; 2) наполненное богосл. содержанием понятие О. встречается в ВЗ исключит. в книгах пророков (особенно в Книге Исаии), там, где речь идет о судьбе израил. народа, а в НЗ - в посланиях Павла (Рим 9-11), там, где он обращается к пророч. слову об Израиле. Т.о., понятие О. становится четким и ясным только тогда, когда имеется в виду сущность пророч. служения. см. Пророк как уста Божьи воплощает в себе совесть Израиля. Он указывает на грех Божьего народа и вскрывает его. Он возвещает Божий см. Суд над непослушанием и указывает путь к спасению (см. Спасение). Ветхозаветная идея о том, что О. Израиля спасется, пройдя через суд Божий, представляет собой как бы краткую "формулу" всех библ. пророчеств. II.В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) необходимой предпосылкой пророчества об О. является тот факт, что Израиль избран Богом (см. Избрание). Бог заключил с этим народом союз, целью к-рого было его спасение, и поставил Израиль выше всех народов (Втор 7:6 и др.). Такое положение Израиля определил Бог, обусловив его, однако, тем, что народ будет "слушать законы сии, и хранить и исполнять их" (ст. 12). Израиль же часто не был послушен Богу (Иер 2:27); 2) призвание пророков - это ответ Бога на непослушание Израиля. Пророки должны были проповедовать Божий суд над Его народом за грехи и непослушание, подчеркивая суровость этого суда. Тот факт, что из всего народа спасется лишь небольшой О., свидет-вует о силе Божьей кары (Ис 6:10-13; Иер 24:8-10; Иез 6:8 и след.; Ам 3:12; 5:3; 6:9 и след.). Пророчества об О. дают нек-рое утешение тем израильтянам, к-рые сохранили верность своему Господу. Божий суд не будет окончат. и всеобщим. Бог, даже верша суд над Израилем, сохраняет верность завету, заключенному с ним (Ис 1:8 и след.): О. станет тем корнем (Ис 6:13; ср. также Соф 3:12 и след.), к-рый даст новые побеги. Представителями этого нового начала были пророки. Они и их ученики, жившие в вере в Бога и доверии к Нему, стали прообразом будущего О. (Ис 8:16-18). Это следует из Ис 7:1-9. Сын Исаии Шеарясув (евр. "остаток обращается") символизирует Божье обетование: Бог насадит Себе народ, к-рый будет жить в послушании и в доверии к Нему. Сохранение О. возможно лишь благодаря милосердию и верности Бога, Который спасает и избавляет избранных Своих (Ис 46:3 и след.; Плач 3:22; Иез 6:8). Это будет жизнь в вере (Ис 10:20 и след.), и Бог вновь станет оказывать помощь (Иер 15:11) и простит грехи (Мих 7:18); 3) в первую очередь эта пророч. весть относится к тому Божьему суду над Израилем, к-рый закончился вавил. пленением (см. Плен). Бог стремится положить конец рассеянию (см. Рассеяние) народа и построить заново Свои отношения с теми, кто остался после суда и вернулся из плена (Ис 11:16; Иер 23:3; 31:7 и след.); 4) свое окончат. исполнение обетования об О. обретут только с явлением Мессии (Ис 11:1 и след.), Который Сам положит начало О. Вся жизнь пророков направлена на это грядущее, предвестниками к-рого они являются. III.В НОВОМ ЗАВЕТЕ 1) пророчество об О. осуществляется с приходом на землю Иисуса Христа и выражается в призвании и собирании Церкви (см. Церковь, собрание, община). О. Израиля, в к-ром Бог творит через Иисуса новое начало, не просто часть чего-то прежнего; это новый народ, избранный Богом через Иисуса (Мк 3:14, досл.: "И сделал (греч. пойейн) из них двенадцать, чтобы с Ним были..."); 2) подробно об О. говорит ап. Павел в Рим 9-11 в связи с неверием Израиля и отвержением им Христа. Предсказание об О. уже осуществляется (Рим 9:27-29). Верующие в Христа евреи представляют собой истинный Израиль веры, новое Божье начало. Т.о., Христос стал для Своего народа причиной разделения: отношение к Нему разделяет израильтян на два лагеря. Апостол знает, что в той надежде, к-рая содержится в пророч. вести об О., выражена верность Бога Своему завету и Своим обетованиям. Поэтому Павел говорит о конечном спасении всего Израиля. Только тогда полностью завершится спасающее Божье деяние, к-рое заново началось в создании О. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|