Книги Паралипоменон


Книги Паралипоменон
I. НАЗВАНИЕ И МЕСТО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
К.П. (евр. дивре хайямим, "Речи/coбытия дня"). Вульгата (как и рус. Синод. пер.) заимствовала из Септуагинты название "Паралипоменон", что оз-начает "упущенное" (в книгах Царств). Принятое в зап.-европ. традиции заглавие "Книги Хроник" восходит к Иерониму, решившему, что здесь речь идет о хрониках всей Свящ. истории. Его примеру последовал М.Лютер. Деление К.П. на 1-ю и 2-ю книги берет начало от Септуагинты, к-рая являлась ориентиром для Вульгаты и которой (с 1448 г.) руководствовались иудеи. В евр. Библии К.П. завершают ВЗ. Так было уже при Иисусе, поскольку Он считает Захарию (2Пар 24:20-22) последним ветхозаветным мучеником (Мф 23:35; Лк 11:51).
II. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ
А. СОДЕРЖАНИЕ
К.П. излагают историю народа Израиля от сотворения мира до конца вавил. пленения. Первый отрезок (до начала царствования Давида) представляет собой список следующих одно за другим имен (1Пар 1-9). О Давиде и его преемниках рассказано более подробно (гл. 11-29). Однако и здесь на передний план выступают не историч. события, а израил. богослужение: храм, жертва, священники, левиты, певцы, закон. Далее повествуется только о Южном царстве - Иудее. Северное царство не принимается во внимание, поскольку оно отпало от дома Давида и от богослужения в Иерусалиме. В жизнеописаниях Давида и Соломона больший акцент, по сравнению с книгой Царств, делается на положит. моменты. Так, напр., отсутствуют упоминания о прелюбодеянии Давида (2Цар 11) и об идолопоклонстве Соломона (3Цар 11).
Б. КОМПОЗИЦИЯ
1) введение (1Пар 1-9); родословия от Адама до патриархов колена Иуды и других израил. колен и далее, включая тех, кто вернулся из вавил. плена;
2) деяния Давида (1Пар 10-29): после смерти Саула (1Пар 10) следует воцарение Давида (1Пар 11:12), перенесение ковчега завета в Иерусалим и замысел строит-ва храма для хранения ковчега (1Пар 13-17), воен. успехи (1Пар 18-20) и первые приготовления к строит-ву храма (1Пар 21-29);
3) деяния Соломона (2Пар 1-9): мудрость и богатство Соломона, строит-во храма;
4) история царей Иудеи с отпадения сев. колен до периода плена (2Пар 10-36). Отдельные цари упоминаются мельком, тогда как религ. реформы царей Езекии и Иосии выдвигаются на передний план. Окончание К.П. служит прологом к описанию возвращения из плена. Два последних стиха К.П. (2Пар 36:22 и след.) почти дословно соответствуют двум первым стихам Книги Ездры, в чем выявляется тесная связь между этими двумя книгами (потому и считающимися, совокупно с Книгой Неемии, летописным историч. трудом).
III. АВТОР И ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ
Раввины и отцы Церкви предполагали, что автором К.П. был Ездра. У.Ф.Олбрайт выступил в поддержку этой традиции и определил время создания книг: 400-350 гг. до Р.Х. Другие исследователи датируют эти книги значит. более поздним временем. В пользу авторства Ездры говорит то обстоятельство, что К.П. стилистич. родственны книгам Ездры и Неемии, к-рые к тому же непосредств. продолжают повествование К.П. Т.о., можно пред-положить, что К.П. были созданы одноврем. с книгами Ездры и Неемии.
IV. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ
Многие критики сомневались в историч. достоверности сведений хрониста. У.Ф.Олбрайт, напротив, писал: "Книги Паралипоменон содержат значительное количество материала из первых рук по истории Южного царства - Иудеи, которого нет в книгах Царств и... историческое значение этого материала подтверждается археологическими находками". Ссылки Олбрайта на другие источники характеризуют его как заслуживающего доверия историка. Помимо книг Царств (не называя их, Хронист, возм., в соотв. разделах использует и другие, парал. источники, что еще более усиливает достоверность его книг), автор использовал еще ряд материалов, а именно: книгу царей иудейских и израильских (2Пар 16:11; 25:26; 28:26; 32:32); книгу царей израильских и иудейских (2Пар 27:7; 35:27; 36:8); книгу царей израилевых (1Пар 9:1; 2Пар 20:34); записи царей израилевых (2Пар 33:18); (толкования) к книге царей (2Пар 24:27); летопись царя Давида (1Пар 27:24); записи Самуила-провидца (1Пар 29:29); записи Нафана-пророка (там же; 2Пар 9:29); записи Гада-прозорливца (1Пар 29:29); пророчество Ахии Силомлянина (2Пар 9:29); видения прозорливца Иоиля (там же); записи Самея-пророка и Адды-прозорливца (2Пар 12:15; 13:22); записи Ииуя, сына Анания, к-рые внесены в книгу царей израилевых (2Пар 20:34); писания Исаии, сына Амоса, пророка (2Пар 26:22); видение Исаии, сына Амоса, пророка, в книге царей иудейских и израильских (2Пар 32:32 - так в МТ); записи Хозая (2Пар 33:19 - в одной из греч. рукописей ВЗ - "записи провидцев"); песни Плача Иеремии (2Пар 35:25). Вместе с тем в отдельных случаях под разными заглавиями могут выступать одни и те же источники.
V. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ
Родословия в начале К.П. восстанавливают связь современного автору поколения с праотцами и патриархами. Они доказывают, что и вернувшиеся из плена иудеи должны иметь долю в обетованиях, полученных отцами веры. Однако наследство обязывает. Подчеркивая, что цари Иудеи много сделали для установления и сохранения истинного богослужения, автор хочет пробудить и поощрить рвение вернувшихся домой иудеев к Закону и богослужению. Для этого он выделяет благословение преданных Богу и на историч. материале показывает, что неверный Богу не может избежать наказания. Этой духовно-назидат. т.зр. объясняются выбор сюжетов, излагаемых в К.П., отличия от изложения Книг Царств, а также то, что в них подчеркивается ветхозаветное благочестие в жизни царей и народа. Такая религ. целевая установка не дает совр. критикам права подвергать сомнению историч. достоверность повествования. Однако из-за того, что способ рассмотрения событий, принятый автором К.П., во многом отличается от подходов авторов более ранних историч. книг ВЗ, возникают определ. трудности для понимания.


Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.


Просмотров: 1602
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза





Другие новости по теме:

  • 2Пар.19:5
  • 2Пар.19:6
  • 2Пар.19:7
  • 2Пар.19:8
  • 2Пар.19:9
  • 2Пар.1:1
  • 2Пар.1:10
  • 2Пар.1:11
  • 2Пар.1:12
  • 2Пар.1:13
  • 2Пар.1:14
  • 2Пар.1:15
  • 2Пар.1:16
  • 2Пар.1:17
  • 2Пар.1:2
  • 2Пар.1:3
  • 2Пар.1:4
  • 2Пар.1:5
  • 2Пар.1:6
  • 2Пар.1:7
  • 2Пар.1:8
  • 2Пар.1:9
  • 2Пар.20:1
  • 2Пар.20:10
  • 2Пар.20:11
  • 2Пар.20:23
  • 2Пар.20:34
  • 2Пар.20:35
  • Ездры книги
  • записи бесед линьцзи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь