|
Книга пророка СофонииКнига пророка Софонии I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ Об авторе книги известно только его имя и имена его предков на протяжении четырех поколений (Соф 1:1). Родословие заканчивается на некоем Езекии, к-рого нек-рые комментаторы отождествляют с царем Иудеи; по времени такое отождествление возможно, хотя и не доказано. Софония, видимо, жил в Иерусалиме, во всяком случае, здесь он возвестил свое пророчество; об этом свидет-вует тот факт, что Софония называет этот город "место сие" (ст. 4), а также упоминает целый ряд точных характеристик столицы Иудеи (ст. 10 и след.). Выступление Софонии приходится на время царствования Иосии (см. Иосия) (639-609 гг. до Р.Х.) и предшествовало разрушению Ниневии (Соф 2:13-15; 612 г. до Р.Х.). Из Соф 3:5 (см. также Соф 1:4; "остатки Ваала"), видимо, следует, что реформа Иосии, начатая в 628 г. до Р.Х., находит свое завершение с находкой Книги Закона и с празднованием Пасхи 622 г. до Р.Х. Проведение этого праздника натолкнулось на сопротивление князей, судей, пророков и священников (Соф 3:3 и след.). Т.о., Софония - современник молодого пр. Иеремии, к-рый был призван на служение в 627 г. до Р.Х. Подлинность книги оспаривается с конца прошлого столетия, однако, по мнению совр. исследователей ВЗ, для этого нет основательных причин. II. КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ Заголовок (1:1). I. Суд, грозящий Иудейскому царству (1:2 - 2:3): 1. Суд за грехи Иудейского царства (1:2-13); 2. Судный день Господа (1:14-18); 3. Призыв к обращению (2:1-3). II. Суд над народами (2:4-15) и обетование остатку Израиля (ст. 7,9): 1. Суд над филистимлянами (2:4-7). 2. Суд над Моавом и Аммоном (2:8-10). 3. Суд над народами запада и юга (2:11 и след.). 4. Суд над Ассирией (2:13-15). III. Горе ожесточившемуся Иерусалиму (3:1-7). IV. Гнев Господень на Последнем суде и грядущее спасение (3:8-20): 1. Только остаток из язычников и иудеев выстоит на суде (3:8-13). 2. Спасение для Иерусалима (3:14-20). III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Самое важное в пророчестве Софонии - это весть о Дне Господнем (см. День Господень). Божий суд неотвратим и неизбежен, даже если люди закрывают на него глаза (Соф 1:12). Время милости миновало. Царь пытается вновь обратить свой народ к Богу и спасти его, но встречает сопротивление (Соф 3:1-4). Несмотря на все усилия восстановить правильное богослужение, грех распространяется: наряду с Богом иудеи поклоняются Ваалу, идолам и небесному воинству (Соф 1:4 и след.), клянутся одноврем. Господом и Милкомом (в Синод. пер. - "царем своим"). Другие совсем отпали от Бога и больше не вопрошают о Нем. В народе царят чуждые нравы, суеверные обычаи (ср. 1Цар 5:5), корыстолюбие, обман и насилие (Соф 1:8 и след.). На такое беззаконие грядет суд Господень. Это будет день трубы, зовущей к Божьей брани, к брани против народа, к-рый Бог когда-то называл Своим. Господь хочет устрашить людей; они, подобно слепым, будут топтаться на месте, не находя выхода, ибо Бог решил разметать "кровь их, как прах" и истребить всех жителей земли. Но перед лицом грозящей катастрофы Бог еще раз предупреждает Свой народ о том, что ему грозит. Еще раз Бог призывает беззаконных к обращению, а тех, кто соблюдает Его Закон, призывает еще решительнее "взыскать Господа". Это последняя возможность избежать суда (Соф 2:1-30). Затем взор автора обращается к соседним народам и царствам - и они подвержены гневу Господа. Суд распространяется на все стороны света и постигает на западе землю Филистимскую и острова язычников, на востоке - Моав и Аммон, на юге - Эфиопию, а на севере - Ассирию. Остаток Израиля овладеет землей филистимлян, а с Моава и Аммона получит добычу и унаследует эти земли. Но Иерусалим не прислушивается ни к угрозам, ни к обетованиям Господа: он не желает покориться, и его вожди предаются греху больше, чем когда-либо (Соф 3:1-4). Поэтому Господь отвергает Свой народ и оставляет его (ср. Мф 23:37-39) до тех пор, пока не наступит срок окончат. суда, к-рый постигнет весь мир (Соф 3:8). Только когда Господь выплеснет Свой гнев, останется см. Остаток Израиля, бедный и малочисл. народ, к-рый вновь научится уповать на Господа. Язычники, к-рые останутся в живых, также будут служить Богу. Спасенные Богом будут прославлять и благодарить Его за милосердие и прощение. И избавит Бог Свой народ от всякого страха, соберет притесняемых и поклоняющихся Ему из других народов, будет их могуществ. Спасителем и станет радоваться за тех, кого Он спас. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|