Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 гуань чжун



гуань чжун


гуань чжун
Гуань Цзин-чжун, Гуань Иу, Гуань-цзы. Иншан (совр. пров. Шаньдун),? - 645 до н.э. Первый советник правителя царства Ци, признанный основоположник легизма.
Сведения о его жизни и деятельности содержатся в основном в "Го юй" (5 - 3 вв. до н.э.). Выходец из торговцев. Вел борьбу с наследств, аристократией за введение единого законодательства и укрепление власти государя. Г.Ч. традиционно приписывается авторство на трактат "Гуань-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), основу к-рого составляют его высказывания.
По-видимому, Г.Ч. первым в истории Китая выдвинул и обосновал концепцию управления страной на основании закона (фа (1)): "законы - это отец и мать народа" ("Гуань-цзы", гл. 16); "правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые - все должны следовать закону. Это и называется великим (искусством) управления" (гл. 45). В высказываниях Г.Ч. впервые прозвучала легистская идея о второстепенное и даже пагубности образования и отвлеченного мудрствования: "Совершенномудрый (шэн (1)) правитель полагается на закон, а не на мудрость... если же он откажется от закона и предпочтет знания, то народ забросит все дела и ринется за славой" (гл. 45).
Вероятно, законы, создаваемые правителем, мыслились Г.Ч. как средство ограничения прав наследств, аристократии на наследование высших администр. постов: "Только управляя на основании закона, можно выдвигать достойных и устранять плохих" (гл. 46). Возможно, Г.Ч. первым предложил идею наказания в качестве гл. метода управления: "когда боятся наказаний, то управлять легко" (гл. 48). В отличие от легистов последующих поколений Г.Ч. признавал нормы "(ритуальной) благопристойности" (ли (2)) в качестве одного из "четырех устоев" (сы вэй) гос-ва наряду с "долгом/справедливостью" (и (1)), "бескорыстием" (кан) и "совестливостью" ("стыдом"- чи). Но не исключено, что такого рода утверждения могли быть приписаны Г.Ч. конфуцианцами - редакторами "Гуань-цзы".
По Т.Ч., "закон стоит не под, а над государем. Сам правитель обязан выполнять его директивы"; "закон ограждает народ от необузданности государя, у к-рого нет границ" (гл. 52). В то же время вся полнота политич. и экономич. власти должна находиться в руках государя. Он должен, в части., поддерживать умеренные цены на продукты питания, ему принадлежит монополия на добычу железной руды. Основа экономич. жизни гос-ва - земледелие: обилие зерна обеспечивает богатство гос-ва, силу его войска и расширение его пределов в рез-те победоносных войн. Земледелие соотносится с торговлей как "корень" (бэнь) с "ветвями" (мо); торговля - одна из причин разорения земледельцев и должна ограничиваться. Г.Ч. предложил разделить страну на уезды во главе с подотчетными только государю чиновниками и провести сквозное администр. деление вплоть до самой низшей социальной единицы - семьи, разбив все население на группы из пяти семей. Эти предложения объективно были направлены на разрушение кровнородственной общины и подрыв т.о. социальной опоры глав патронимии - наследств, знати.
По инициативе Г.Ч. был введен дифференцированный налог в зависимости от качества земли и количества пахотных полей, отменен обычай передела полей в общине. В результате осн. объектом эксплуатации стала не община, а отд. семья землевладельцев. Г.Ч. установил гос. контроль за добычей соли и железа, упорядочил чеканку монеты, контролировал рыночные цены. Упорядочение администр. деления, видимо, удалось Г.Ч. только в пределах столицы, разделенной на кварталы, и столичной области, разделенной на пять районов под управлением чиновников. В кварталах, населенных служилым людом, Г.Ч. ввел систему воинской повинности. Им была создана также трехступенная система отбора на чиновничьи должности. Деятельность Г.Ч. помогла цискому правителю Хуань-гуну стать "гегемоном" (ба) среди правителей древнекит. царств.
** Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политич. истории Китая. М., 1981. С. 20, 21, 42 - 5 и др.; Цяо Чжанлу. Г.Ч. (Гуань Иу) // Чжунго гу да и чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 1. Цзинань, 1982. См. также лит-ру к ст. "Гуань-цзы", "Легизм".
Л.С. Переломов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1421
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ГУАНЬ-ЦЗЫ”
  • АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
  • ВАН ЛИН-ГУАНЬ
  • ГУАНЬ ЧЖУН
  • ГУАНЬ-ДИ
  • ГУАНЬ-ИНЬ
  • Гуань
  • Гуань-инь
  • Гуань-инь-тянь
  • Гуань-ши-инь
  • Документы сферы управления
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Епископальная система церковного управления
  • ЗАКОН ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
  • ЗЕНОН из Китая
  • Законы и объяснения в истории
  • КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ
  • ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА
  • ПАНЬ-ГУАНЬ
  • ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
  • Переосмысление власти в социальной работе
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • САНЬ ГУАНЬ
  • ЧЖУН ЮН
  • гуань инь-цзы
  • гуань-цзы
  • дела закона
  • книга закона
  • сознания школа только
  • школа только сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь