|
чэн хаочэн хао Чэн Бочунь, Чэн Миндао, Миндао сянышн ("учитель из Миндао"). 1032, Лоян (в совр. пров. Хэнань), - 1085 Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианства. Вместе с младшим братом Чэн И учился у Чжоу Дунъи. Служил чиновником для поручений при наследнике престола, окружным инспектором, преподавал в Лояне. Выступал против реформ Ван Аньши, подвергал критике идеи уравнительного перераспределения земли, ратуя за поддержку зажиточных хозяйств, в к-рых видел гарант устойчивости экономич. и фискальной системы. Осн. соч. - "Дин син шу" ("Книга об установлении индивид, природы"), "Ши жэнь пянь" ("Главы о познании гуманности") и др. Позднее произв. Ч.Х. и Чэн И были сведены в сб. "И шу" ("Унаследованные книги") и "Эр Чэн цюань шу" ("Поли, собр. книг братьев Чэн"). Считая ли (1) общим "принципом" природных и социальных процессов, "изменений и превращений" в окружающем мире, Ч.Х. в отличие от Чэн И избегал акцента на первичность ли (1) по отношению к "пневме" (ци (1)). Последнюю Ч.Х. отождествлял с "оформленным" (ю син, см. Син (2)), т.е. миром вещей, а "неоформленное" (у син (2)) считал синонимом дао, "не имеющего ни начала, ни конца". Этот тезис ложился в русло отрицания выдвинутой Чжан Цзаем концепции "Великой пустоты" (тай сюй) как единой общемировой "пневмы" и источника многообразия вещей. Нек-рые стороны учения Ч.Х. позволяют считать его непосредств. предшественником "учения о сердце" (синь сюэ (1)), основы к-рого заложил Лу Цзююанъ (12 в.). По мнению Ч.Х., "проявления Неба и Земли" суть "проявления всего и меня (в том числе)"; хотя "принцип Неба, Земли и тьмы вещей подразумевает обязательное наличие внутри себя противоположностей, но "искреннее и почтительное" "сердце" не противостоит вещам, ибо оно тождественно Небу (тянь) - высшему природному началу, к-рое одновременно является универсальным "принципом". Поэтому "исчерпание (собств.) сердца" является способом "исчерпания принципа" (цюн ли) и "исчерпывающего (познания своей) природы" (цзинь син), единосущной природе Вселенной. "(Я) сам есть лучшая мера (всего)", ибо при "обращении (к собств.) сердцу" (чжуань синь) устраняется двойственность восприятия мира как якобы членимого на "внутреннее" и "внешнее". Его фактическое единство и свою "единотелесность" с вещами постигает тот, кто проникнут "гуманностью" (жэнь (2)). Этот моральный фактор, включающий в себя, по Ч.Х., "долг/справедливость" (и (1J), нормы "благопристойности" (ли (2)), "мудрость" (чжи (1)) и "благонадежность" (синь (2)), приобрел в учении Ч.Х. онтологич. характер как условие подлинного "слияния" с окружающим миром. "Познание гуманности" рассматривалось им как первостепенная задача "учебы". *Эр Чэн цзи (Собр. соч. братьев Чэн). Пекин, 1981; **Буров В.Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Ван Чуаньшаня. М., 1976 (по Указателю); Хэнань Чэн-ши ишу (Наследие господ Чэн из Хэнани). Шанхай, 1935; Гуань Даочжун. Эр Чэн яньцзю (Исслед. (учений) братьев Чэн). Шанхай, 1937; Пань Фуэнь, Сюй Юйцин. Ч.Х., Чэн Или сюэ сысян яньцзю (Исслед. идеи "учения о принципе" Ч.Х. и Чэн И). Шанхай, 1988; Graham AC. Two Chinese Philosophers: Ch'eng Ming-tao and Ch'eng Yi-ch'uan. L., 1958. См. также лит-ру к ст. Неоконфуцианство, Чжу Си. А.Г. Юркевич Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|