фацзан


фацзан
Сяньшоу. 643, Чанъ-ань (совр. Сиань, пров. Шэньси), - 712.
Третий патриарх и фактич. основатель буд. Хуаянь школы, систематизировавший ее учение и придавший ему самобытность. Род. в семье выходца из Хорезма, поэтому иногда именуется "Хорезмийцем Ф." (Канцзюй Ф.). Был учеником знаменитого переводчика и реформатора Фасян школы (См. также Вэйши школа) Сюаньцзана, но позднее разошелся с ним во взглядах и резко полемизировал. Наибольшее влияние на Ф. оказал др. его учитель - Чжиянь, второй патриарх Хуаянь. Большую часть жизни провел в столичных монастырях Юньхуасы и Дац-зяньфусы. Пользовался покровительством танского имп. двора, в особенности императрицы У Цзэтянь (У-хоу). Получил офиц. титул "го и фа ши" ("единств, в гос-ве наставник Закона"). Осн. труды - коммент. к "Хридайя сутре" (кит. "Божоболоми синь цзин" - "Сутра сердца праджняпарамиты"), к "Ланкаватара сутре" ("Жу Лэнцзя цзин" - "Сутра о вступлении на Ланку"), к "Махаяна шрадцхотпада шастре" ("Да чэн ци синь лунь" - "Шастра о пробуждении веры в махаяну"), к "Аватамсака сутре" ("Хуа янь цзин"- "Сутра цветочной гирлянды") и краткий трактат ("Цзинь ши цзы чжан"- "Главы о золотом льве"), излагающий учение Ф. и школы Хуаянь в целом.
В основе философии Ф. лежит концепция универсальной причинной обусловленности (у цзинь юань ци, юань ци (2)). Все элементы универсума-дхармадхату (см. Фа цзе) как мира в его истинной реальности взаимозависимы и взаимообусловлены, что равнозначно взаимопроникновению всего сущего: единое включает многое, к-рое содержит в себе единое. Отсюда тезис о тождестве единого и многого в "едином сознании" (и синь) как духовном субстрате универсума. Данная концепция находит выражение в двух доктринах: ли ши у ай ("беспрепятственное (взаимопроникновение) принципов и вещей/дел", см. Ли - ши), осн. на махаянском постулате о тождестве нирваны (непань) и сансары (лунъхуэй); ши ши у ай ("беспрепятственное (взаимопроникновение) вещей/дел"). В результате Ф. создал учение, рассматривающее мир как единую систему взаимосвязанных и взаимосодержащих элементов, сняв оппозиции "единичное - многое" (и -до) и "тождественное- отличное" (тун - и). Ф., пересмотрев доктрину виджнянавады (см. Вэйши школа) о трех уровнях реальности, поставил уровень паратантры (и та ци син - "зависимого бытия", "бытия, опирающегося на другое") выше абс. бытия - паринишпанна (юань чэн). Для Ф. уровень паратантры как бы синтезирует в себе иллюзорный мир кажущихся самостоятельными множеств единич. "вещей/дел" (ши (3)) и мир единого бытия идеального "принципа" (ли (1)). Поэтому его реальность превосходит и первый, и второй уровни, будучи равной "единому сознанию" и дхар-макайе (фа шэнь - "тело Закона", "тело Будды").
Все известные Ф. буд. учения он подразделял на пять групп (у цзяо - "пять учений"), а те, в свою очередь, на "десять школ" (ши цзя), установив иерархию их "истинности". Высшим и самым совершенным назван буддизм Хуаянь. Эта классификация была развита и усовершенствована Цзунми (8 - 9 вв.). Филос. взгляды Ф., решающим образом воздействовав на формирование системы взглядов Хуаянь, оказали также влияние на учение Чань школы, а в 11 -12 вв.- на филос. проблематику и терминологию неоконфуцианства.
**Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжу-ань. Сюйбянь (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 3. Цзи-нань, 1982. С. 3 - 44. См. также лит-ру к ст. Хуаянь школа.
Е.А. Торчинов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 530
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ЦАРСТВА БЫТИЯ”
  • Анализ Бытия
  • Ананай-Ке (Учение Трех И Пяти)
  • ВЭЙШИ ШКОЛА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • Десять Тысяч Вещей
  • ИСТОРИЧНОСТЬ БЫТИЯ
  • Книга Бытия
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ.
  • ХУАЯНЬ ШКОЛА
  • Царства бытия
  • Школы без неудачников (schools without failure)
  • Школы пророков
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • анализ бытия (existentialanalyse)
  • вэйши школа
  • да чэн ци синь лунь
  • тождество мысли и бытия
  • хуаянь школа
  • хуаянь-цзун
  • шастра о пробуждении веры в махаяну
  • школы раннего буддизма



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь