|
просвещение в Европе 17 - 18 ввпросвещение в Европе 17 - 18 вв Идеологич. течение в Европе 17 - 18 вв., представители к-рого широко прибегали к апологии кит. культурного опыта для подкрепления своих идей. Общая тенденция П. в социально-политич. обл. - критика феод, обществ, отношений, режима абсолютной монархии в существовавшем виде, поддерживавших их институций и систем взглядов. Их пороки объяснялись человеч. невежеством, средство устранения к-рого - П. людей относительно собств. природы и мироустроения. Мыслителей П. отличала в той или иной степени склонность к филос. рационализму. Интерпретации кит. мысли оказывали влияние на взгляды и, гл. обр., аргументацию преимущественно просветителей-деистов. Они считали Бога разумной первопричиной мира, не вмешивающейся в его дальнейшее развитие, а "естеств. религию" - благоговение перед разумностью творения и Творцом, не отягченное мистикой - регулятором обществ, жизни и историч. процесса. Значительная часть деятелей П. разделяла идею естеств. права, вытекающего из велений разума и природы человека, а также признавала теорию обществ, договора - возникновения гос-ва и права в результате развития обществ, сознания и договоренности между людьми. Источниками синология, материала для мыслителей П. служили в основном труды и переводы миссионеров-иезуитов: М. Риччи, о. Триго, о. Борри, о. Семедо, Ф. Наваретта, М. Мартини, А. Гоби, о. Жозефа Орлеанского, о. Буве, Да-Коста, о. Франциска Ноэля и др. Наиболее популярны были соч. о. Луи Ле Конта и сводный труд Дю Альда. Иезуиты пытались убедить католич. иерархов в целесообразности использования в Китае новых форм проповеди и обрядности, приближенных к тем, что привычны китайцам. Они, во-первых, оперировали гл. обр. текстами конф. канонов и офиц. идеологич. документов, фиксировавших идеал обществ, порядка, во-вторых, акцентировали в кит. идеологии и верованиях сходство с христианством. В результате религ. воззрения китайцев сближались с деизмом, конфуцианство представало квинтэссенцией "практич. морали", Китай - страной философов, где управление зиждилось на филос. принципах, а единств, основанием для социального продвижения были личные добродетели и знания. Это давало представителям П. повод видеть в политич. строе, обществ, отношениях, философии и религии Китая воплощение своих идеалов. Отношение идеологов П. к опыту Китая было подготовлено эпохой Возрождения, когда языческие культуры стали признаваться достойными изучения и подражания. Предшественниками деятелей П. в использовании сведений иезуитов о Китае в идеологич. соперничестве были либертины - последователи философа и астронома П. Гассенди (1592- 1655), распространившие критич. отношение к схоластич. теологизму и клерикализму на совр. им политич. устройство. Напр., Ламот-ле-Вайе в "Добродетели язычников" (1642) утверждал, что в Китае господствует монотеизм, а монарх-мыслитель ограничивает свою власть, советуясь с философами. Один из ранних представителей П., Пьер Бейль, во 2-м изд. (1705) своего "Историч. и критич. словаря" представил Китай примером нормальной этич. регуляции атеистич. об-ва. Наибольшее значение интерпретации синологич. материала придавал Вольтер (1694- 1778). Он усматривал в Китае публичный культ "естеств. религии" и долгое время считал его политич. строй идеалом просвещенной абсолютной монархии. Вольтеровская концепция Китая, кит. философии и религии оказала значительное влияние на просветительскую мысль Франции, Англии и России, а также физиократов. Д. Дидро (1713 - 84) в своей "Энциклопедии" поставил философию, обществ, и политич. установления Китая на уровень достижений "самых просвещенных стран Европы". В Англии одним из первых высоко оценил систему управления в Китае Р. Бер-тон в "Анатомии меланхолии" (1621). В соч. Дж. Уэбба "Историч. очерк, выдвигающий допущение, что язык Кит. империи является исходным языком" (1669) предпринята попытка интерпретации синологич. материала (история, философия, верования, обычаи) в русле концепции Китая как "страны мудрецов". О достоинствах учения Конфуция и кит. этики писали в нач. 18 в. литераторы Дж. Аддисон и А. Попп. У. Темпль сводил конфуцианство к "основам этики", апеллируя к примеру "просвещенной монархии" в Китае, отрицал обществ, прогресс на Западе. М. Тиндаль в соч. "Христианство столь же древнее, как сотворение мира" (1730) объявил изречения Конфуция иллюстрациями к учению Христа. Лит. критик С. Джонсон утверждал, что учение Конфуция имеет в виду "возвращение человеч. природы к ее изначальному совершенству", а в Китае видел образец обществ, справедливости. Ю. Баджел предлагал ввести в Великобритании экзамены на право замещения администр. должностей по кит. образцу. В памфлетах лорда Честерфилда политич. система Китая и конф. этика "золотой середины" (т.е. "срединности и постоянства", см. "Чжун юн") представлены как пример для Англии, а в "Кит. письмах" (1760 - 61) О. Голдсмита устами "китайца" подвергнуто критике англ, об-во, к-рому противопоставлена социальная орг-ция и культура Китая. В Германии Китай как образец "разумного правления" в 17 - 18 вв. фигурировал гл. обр. в художеств, лит-ре. В обл. философии влияние синологич. интерпретаций кит. мысли испытал философ и математик Г.В.Лейбниц (1646-1716). Бинарная арифметика послужила ему основанием для математич. истолкования графич. структур "И цзина" ("Чжоу и"). Труды иезуитов о Китае подкрепляли умение Лейбница об универсальной культуре: в них он находил, в частн., подтверждение близости древней религии Китая христианству. Кит. социальную и политич. системы Лейбниц считал более разумными, чем европ. Идеологически близкий П. последователь Лейбница X. Вольф видел суть конфуцианства и христианства в "естеств. морали", реализованной в кит. системах управления и образования. В дальнейшем в русле идей Лейбница и Вольфа развивал свою историю философии И.Г. Гердер: человек и об-во призваны в русле органич. развития живой и неживой природы к все более полному воплощению "естеств. законов". Китай для Гердера - образец "формирования нравов" путем воспитания. Его взгляды оказали влияние на историко-филос. и эстетич. воззрения поэта и мыслителя И.В. Гёте. Представителей рос. П. 18 в. искать примеры просвещенной монархии в Китае побуждали соч. гл. обр. франц. просветителей, переводы с зап. языков и латыни по преимуществу анонимных соч. миссионеров, выполненные ими и рус. переводчиками (гл. обр. А.Л. Леонтьевым) переводы кит. источников. Они публиковались, в частн., в журналах просветителя Н.И. Новикова ("Трутень", "Живописец", "Пустомеля"). Просветительский взгляд на Китай выражен в "Философических предложениях" (1768) А.П. Козельского, переводчика Дидро и Даламбера. В пер. увлечения идеями П. перевод с франц. конф. памятника "Да сюэ" предпринял литератор Д.И. Фонвизин ("Та-гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую кит. философию", 1779). Теоретич. схемы, служившие поводом к критике отечеств, порядков, для большинства рос. просветителей были важнее реального положения дел в Китае. Идеологич. оппоненты представителей П. пытались опорочить просветительский идеал. Напр., Фенелон в одном из "Диалогов мертвых" (1700 - 18) спор между Конфуцием и Сократом решил в пользу последнего: китайцы произошли от погрязших в грехе вавилонян, их культура пришла в упадок и неизмеримо уступает античной. Панегирики в адрес Китая вызывали протест идеологов тех обществ, сил, к-рые ощущали необходимость экономич. и политич. экспансии на Востоке. Так, англ, литератор Д. Дефо иронизировал по поводу синофилии современников, доказывая отсталость Китая в важнейших для процветания гос-ва областях - науках, коммерции, навигации, военном деле, а также суеверность китайцев, отсутствие у них здравой философии и религии, деспотизм правления. На идеологич. противостояние накладывалась критика увлеченности зап. аристократии и буржуа "кит. модой" - кит. мотивами в предметах роскоши и интерьерах - с эстетич. и нравств. позиций. Дань этой критике отдал, в части., И.В. Гёте. Ряд представителей П. стремился к различению кит. идеологич. идеала и действительного состояния Китая. Так, Ш.Л. Монтескье считал его деспотич. гос-вом; Ж.-Ж. Руссо полагал мудрость кит. законов "мнимой", а доказательством не меньшей порочности китайцев, чем жителей др. стран, - их подчинение невежественным завоевателям. Голдсмит отмечал упадок законов и нравов совр. ему Китая. Отношение деятелей П. и их оппонентов к кит. мысли и культуре послужило основой идеологич. верификации китаеведения нового времени и оказало воздействие на способы интерпретации синологич. материала некитаеведами в 19 в. В отечеств. (Я.Б. Радуль-Затуловский, O.Л. Фишман) и кит. (Хоу Вайлу) науке высказывались мнения о формировании идеологии П. (или сопоставимой с ней) в Китае 17 - 18 вв. К ее представителям причислялись Хуан Цзунси, Гу Янъу, Ван Чуаньшань, Янь Юань (2), Ли Гун, Дай Чжэнь, Тан Чжэнь, Чжан Сюэчэн, Жуань Юань, Гун Цзычжэнъ, Вэй Юань и др. **Гуковский Г. Очерки по истории рус. лит-ры и обществ, мысли XVIII века. Л., 1938; Алексеев М.П. Вольтер и рус. культура XVIII в. // Вольтер. Ст. и материалы. Л., 1947; Державин К.Н. Китай в филос. мысли Вольтера // Там же; Макагоненко Г. Николай Новиков и рус. П. XVIII в. М.-Л., 1951; Его же. Сатирич. журналы Н.И. Новикова. М.-Л., 1951; Волгин В.П. Развитие обществ, мысли во Франции в XVIII в. М., 1958; Фишман О.Л. Кит. сатирич. роман (эпоха П.). М., 1966; Момджян Х.Н. Франц. П. XVIII в. М., 1983; Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязное А.Ф. Западно-европ. философия XVIII в. М., 1986; Martino P. L'Orient dans la Literature Francaise au XVII-е et au XVIII-e siecle. P., 1906; Hundson G.F. Europe and China. L., 1931; Ho T.S. Chinese Education from the Western Viewpoint. N.Y., 1931; Pinot V. La Chine et la Formation de I'Esprit philosophique en France (1640 - 1740). P., 1932; Lack D. Contributions of China to German Civilization, 1648- 1740. Chic., 1944; Rowbotham A.H. The Impact of Confucianism of Seventeenth Century Europe // Far Eastern Quarterly. Vol. IV, May 1945, №3; Maverick A. China, a Model for Europe. S.A., 1946; Appleton W. A Cycle of Cathay. The Chinese Vogue in England during the 17th and 18th Centuries. N.Y., 1951; Guy B. The French Image of China before and after Voltaire // Studies on Voltaire and the Eighteenth Century. Gen., 1963. По материалам О.Л. Фишман Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|