народность


народность
МИНЬ БЭНЬ "Народоосновие", "народность".
Есть мнение о целесообразности передачи понятия М.б. посредством понятия "народность" (Ю.М. Гарущянц) из известной формулы "православие, самодержавие, народность". Сформировавшийся до эпохи Цинь (кон. 3 в. до н.э.) идеал социального устройства. Понимание народа как "корня-основы" (бэнь) восходит к тексту "Шу цзина" (гл. "У цзы чжи гэ"): "Народ есть корень-основа гос-ва, если корень крепок, то гос-во в спокойствии" (минь вэй бан бэнь, бэнь гу бан нин). Этот тезис не содержал идеи непосредств. влияния народа на политику, посредующим звеном выступало высшее начало - Небо (тянь), "слушающее ушами народа и видящее глазами народа": если правление не будет гуманным и справедливым, Небо лишит государя его сакрального "небесного мандата" (тянь мин, см. Мин (1)) на царствование. Идеи М.б. были развиты Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.): "Народ есть главное, за ним следуют духи земли и зерна, государь на последнем месте" ("Мэн-цзы", гл. 7 Б). Он также ввел в оборот положение о том, что свержение правителя, утратившего гуманность и справедливость, ничем не отличается от устранения простолюдина. Правителю предписывается заботиться о материальной жизни подданных, с тем чтобы завоевать "сердце народа" (минь синь) и обеспечить в гос-ве стабильность и гармонию. Этич. основой М.б. выступало проведение монархом "гуманной политики" (жэнь чжи, см. Жэнь (2)), практич. формой осуществления - "выдвижение мудрых" (шан сянь), проблема, обсуждавшаяся не только конфуцианцами, но и представителями моизма. Хотя М.б. в первую очередь было предписанием верхам, положение о нем также брали на вооружение мыслители, настаивавшие на ограничении абс. власти монарха (см. Хуан Цзунси, Гу Яньу). В новое время доктрина М.б. зачастую не только сопоставлялась, но и отождествлялась с зап. пониманием демократии. Однако совр. развитие стран конф. ареала Азиатско-тихоокеанского региона демонстрирует связь авторитарной с зап. т. зр. политич. практики в этих странах с идеями М.б. Представители постконфуцианства обычно трактуют идеи М.б. как неразвернувшуюся в реальности и превосходящую зап. демократию систему, где дополнением к конф. учению о равенстве людей по природе, "срединности" и "гармонии" (см. Син (1), "Чжун юн", Хэ (1)) служили даос, нонконформистские идеи нерастворения личности в офиц. учении и гос. деятельности. При этом постконфуци-анцы, как правило, ссылаются на учение об одинаково доброй человеч. природе, благодаря к-рой "каждый может стать Яо и Шунем" (см. Шэн (1)), как на признак этич. "неполитич. демократизма" кит. цивилизации. К сфере М.б. относится конф. утопич. традиция (см. Да тун (1)).
*Гарушянц Ю,М. Демократия и права человека в Китае (исходные данные) // 24-я НК ОГК. Ч. 2. М., 1993; Мэн-цзы сысян яньцзю (Исслед. идей Мэн-цзы). Цзинань, 1986. С. 83 - 184.
А. В. Ломаное

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Синонимы:
    аймара, баао, бато, ваюу, гонды, гуахиро, гуджары, ижора, катандуанес, кашинауа, крымчак, курши, лазы, лаки, луры, майя, малаяли, маратхи, моголы, нага, народ, общность, популярность, самобытность, субэтнос, табасаран, тазы, тай, талыш, тараски, тесо, ульчи, хуни куи, хуэй, цян, шэ, этнос, яо


Просмотров: 720
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • "ИСТОРИЯ НАРОДА В РОССИИ ОБИТАЮЩЕГО"
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ВРЕМЯ ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
  • ИДЕИ БРЕДОПОДОБНЫЕ
  • ИДЕИ РАЗУМА
  • Идеи
  • Идеи аутохтоные
  • Идеи бредовые
  • Идеи величия
  • Идеи доминирующие
  • Идеи кататимные
  • Идеи отношения
  • Идеи сверхценные
  • НАРОДНОСТЬ
  • НАРОДНОСТЬ
  • НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА
  • Навязчивые идеи
  • Народность
  • Народность
  • Обсессивные идеи
  • Отцы народа Израильского
  • Сверхценные Идеи
  • Сверхценные идеи
  • Среднечисленный этнос / народ
  • Среднечисленный этнос/ народ
  • ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ
  • Численность народа
  • мэн-цзы. конф. канон
  • сверхценные идеи
  • сынов народа ворота



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь