записки о нормах поведения


записки о нормах поведения
ЛИ ЦЗИ "Записки о правилах благопристойности", "Книга ритуалов", "Книга установлений", "Книга обрядов", "Трактат о правилах поведения", "Записки о нормах поведения".
Одно из главных произв. конф. канонич. лит-ры. Текст составлялся в основном в 4 - 1 вв. до н.э. В 1 в. до н.э. трактат "Л.ц." наряду с "Чжоу и", "Шу цзином", "Ши цзином" и "Чунь цю" включен в состав конф. "Пятикнижия" ("Пятиканония"- "У цзин"). В 12 в. две главы "Л.ц."- "Да сюэ" ("Великое учение") и "Чжун юн" ("Срединность и постоянство") - в качестве самостоятельных произв. вошли в "Четверокнижие" ("Сы шу")- базовый конф. канонич. свод.
Согласно "Хань шу" (1 в.), в 1 в. до н.э. Лю Сян редактировал текст "Л.ц." из 130 пяней (глав). Основываясь на этом корпусе, Дай Дэ, младший современник Лю Сяна, вычленил и отредактировал 85 пяней, известных как "Да Дай Л.ц." ("Записки о правилах благопристойности старшего Дая"). Его племянник Дай Шэн сформировал на этой основе текст из 49 пяней, получивший впоследствии назв. "Сяо Дай (Л.) ц." ("Записки (о правилах благопристойности) младшего Дая"). Текст не сохранился, но считается основой совр. корпуса "Л.ц." из 49 пяней. Большинство из них приписывается ученикам Конфуция (непосредственным, а также во втором и третьем поколениях): Цзы Сы ("Чжун юн"), Цзэн-цзы ("Да сюэ"), Янь Юаню (1J ("Ли юнь" - "Действенность ритуала", "Распространение ритуала") и др. Авторство на сохранившуюся часть гл. 19 "Юэ цзи" ("Записок о музыке") приписывается Гунсунь Ни-цзы, по др. традиц. версии - Сюнь-цзы. Гл.41 "Жу син" ("Поведение ученого") нек-рыми конф. комментаторами признавалась недостоверной. В целом в "Л.ц." очерчивается идеальная конф. модель социального механизма - от основ политич. администрации, включая номенклатуру чиновничества и функций ведомств, протокольных церемониальных форм до норм взаимоотношений в рамках семьи и ритуалов в осн. жизненных ситуациях, в т.ч. траурных обрядов. Основа указ, механизма - нормы ритуальной "благопристойности" (ли (2)), освещению разных аспектов к-рых с проекцией на типизированные жизненные ситуации посвящены главы "Л.ц."
Конкретизацией ли (2) применительно к социальной жизни индивида выступает принцип сяо (1) ("сыновней почтительности") - основа семейной жизни и эталон отношения подданных к правителю. Структура семьи (цзя), патронимии (цзун) и соответствующая система взаимоотношений накладывались на всю Поднебесную (Тянь ся) - социум с занимаемой им территорией, подлежащие регулирующему воздействию ритуальной "благопристойности". Идея универсальности этого воздействия наиболее последовательно выражена в гл. 9 "Ли юнь" - наиболее филос. и теоретизирующей главе "Л.ц.". Основу предложенных в ней типов устройства об-ва составляют дье модели: идеальная Да тун (1) ("Великое единение") и приемлемая Сяо кан ("Малое процветание"), описание к-рых вложено в уста Конфуция.
Идея соотнесенности функционирования социума и космоса наиболее отчетливо выражена в гл. 6 "Юэ лин" ("Полунные указы"), содержащей наставления по поводу гармонизации человеч. об-ва и природы через их взаимокоординацию посредством медиатора - личности правителя, Сына Неба. Гармонизация осуществляется и посредством ритуала, согласованного с календарным циклом, и с помощью прагматич. указов, ограничивающих вмешательство в природную среду (охоту, рубку деревьев и т.п.) и поощряющих своевременную хозяйств, и иную деятельность. Т.о. Сын Неба осуществляет правление посредством "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1))- невмешательства в единственно возможный естеств. ход событий при безусловности регулирующей роли личности государя.
Главная роль в овладении буквой и духом ритуальной "благопристойности", согласно гл. 8 "Вэнь-ван ши цзы" ("Наследники Вэнь-вана") и гл. 18 "Сюэ цзи" ("Записки об учении"), принадлежит "учению" (сюэ). Этот термин совмещает значения "учение", "учеба", "изучение", "наука", "философия" и "научение". Процесс "учения" со ссылкой на основателей дин. Чжоу - Вэнь-вана и Чжоу-гуна (Ив. до н.э.) предписывалось согласовывать с природным ритмом: весной и летом следовало осн. внимание уделять военной подготовке - сфере "воинственности" (у (2)), осенью и зимой - изучать правила поведения, церемониал, тексты, историю, музыку, относящиеся к сфере "письменности/культуры" (вэнь). Каждый населенный пункт должен иметь учебное заведение, где основу "учения" составляло бы почитание древних "совершенномудрых" (шэн (11), а учебный процесс контролировался регулярными экзаменами. Успех обучения зависит как от способностей ученика, так и, гл. обр., от учителя: он открывает ученику дорогу к мудрости, но не ведет по ней, а помогает обучаемому идти самому. Хороший учитель способен стать администратором.
Пиетет к "ученым" (жу) - носителям и хранителям "письменности/культуры", их особая роль в об-ве подчеркивается в гл. "Жу син". "Ученого" отличает понимание недостаточности своих знаний и недовольство отсутствием возможности для их реализации в политико-администр. и неотделимой от нее ритуально-церемониальной сфере. Возможность такой реализации не всегда дается предложенным администр. постом. В таком случае от него следует отказаться, приняв же его - твердо следовать нормам ли (2).
Парную "благопристойности" категорию составляет в "Л. ц." понятие юэ - музыка. Ее функции как внутр. упорядочивающего начала параллельны внеш. регулятивным функциям "благопристойности". Музыка м.б. нравственной (такова древняя ритуальная музыка, умеряющая страсти и пробуждающая благородные чувства) и аморальной, способствующей распущенности ("новая" музыка).
"Л.ц." как историч. источник содержит информацию о политико-администр. и социальном устройстве древнего Китая, ритуалах и обычаях, правовых нормах и идеологич. ценностях, мировоззренческих установках. Наиболее авторитетные коммент. на "Л. ц."- "Л.ц. чжу" ("Коммент. к "Запискам о правилах благопристойности") Чжэн Сюаня (2 в.), "Л.ц. чжэн и" ("Правильное толкование "Записок...") Кун Инда (6 - нач. 7 в.), "Л. ц. сюнь цзуань" ("Компиляция из исследований "Записок...") Чжу Бяо (19 в.) и "Л. ц. цзи цзе" ("Сб. толкований "Записок...") Сунь Сиданя (19 в.).
*Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с коммент.). Т. 19 - 26. Пекин, 1957; Л. ц. (пер. отд. глав И. С. Лисевича, Р. В. Вяткина, В.Г. Бурова) // Древнекит. философия. Т. 2. М., 1973; Из "Л. ц." (пер. с кит. В. Сухорукова) // Из книг мудрецов. М., 1987; Couvreur S. Li Ki. Vol. 1-2. Ho Kien Fu, 1913; The Sacred Books of China. The Texts of Confucianism. P. 3-4. The Li Ki. Tr. by J. Legge. Vol. 27- 28. Delhi, etc., 1966; ** Васильев Л.С. Этика и ритуал в трактате "Л.ц." // Этика и ритуал в традиц. Китае. М., 1987; Лапина 3. Г. Ритуал как способ орг-ции жизни в традиц. кит. культуре // ВМУ. Сер. 13. Востоковедение. М., 1991.
А. Г. Юркевич

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1536
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ЗАПИСКИ О ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “СУНЬ-ЦЗЫ”
  • “СЮНЬ-ЦЗЫ”
  • Аннотация как периферийный текст монографии
  • вэнь-цзы
  • дай шэн
  • записки историографа
  • записки о правилах благопристойности
  • исторические записки
  • мо-цзы. филос. трактат
  • мэн-цзы. конф. канон
  • психическое как процесс
  • СУНЬ-ЦЗЫ
  • СЮНЬ ЦЗЫ
  • сюнь-цзы
  • СЮНЬ-ЦЗЫ
  • Сюнь-Цзы
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • трактат о правилах поведения
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • церемонии образцовые и правила благопристойности
  • ЦЗИН СЮЭ
  • цзин сюэ
  • цзин цзи
  • цзы сы - мэн-цзы школа
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу
  • ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь