|
bah говэйbah говэй Ван Цзинъань, Ван Гуаньтан. 1877, уезд Хайнин пров. Чжэцзян,- 1927, Пекин. Историк, филолог (один из первых дешифровщиков древних гадательных надписей), лит. критик, философ, поэт, первый историк кит. театра. В нач. века сотрудничал в изданиях реформаторов, критиковал утилитаризм в просвещении, выступал за введение в школах и ун-тах курса европ. филос. мысли. До антимонархич. Синьхайской революции 1911 - 12 находился под влиянием нем. философии 18 - 19 вв. Предмет философии, по В.Г.,- поиски смысла жизни, универсальных и вечных истин, в раскрытии к-рых философия и искусство равноценны. Подвергал критике ориентацию философии на политику и нац. проблемы (Янь Фу, Лян Цичао), выступал против попыток реформаторов (Кан Ювэп, Тань Сытун и др.) превратить конфуцианство в общекит. религию. Констатировал "инструментальность" традиц. кит. культуры, отсутствие в ней "чисто" филос. традиций (метафизики, логики, гносеологии). Подчеркивал "практич. уклон" кит. философии (значит, внимание к проблемам этики и политики) в отличие от "теоретичности" зап. филос. мысли. Полагал, что, подобно тому как в эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) кит. культура была оживлена буд. философией, в 20 в. она должна быть оживлена европейской. В.Г. - первый в Китае исследователь и переводчик трудов Шопенгауэра и Ницше. Вклад Канта в мировую философию видел в установлении критерия истинности, доказательстве формальной субъективности знания об объекте. С позиций Шопенгауэра критиковал Канта за антиметафизичность, скептицизм, противоречивость в разделении рассудка и разума, "чистого" и "практич." разума, за "беспорядочность употребления терминов". Шопенгауэра рассматривал как центр, фигуру европ. философии, усматривая сходство его учения с буддизмом и Упанишадами. Восхищался его концепцией мира как "представления" и "воли к жизни", предпочтением искусства науке, теорией интуиции, определением жизни как страдания из-за временности удовлетворения человеч. желаний. С этих позиций рассматривал роман Цао Сюэцина (13 в.) "Сон в красном тереме" ("Хун лоу мэн") и произведения юаньской драмы как трагедии, в к-рых жизнь предстает страданием, а освобождение обретается через аскетизм и самоотрицание. После 1907 В.Г. критиковал учение Шопенгауэра с т. зр. Ницше - как служащее не истине, а самоутешению и противостоящее жизни. Усматривал противоречие между этикой и эстетикой Шопенгауэра, между апологией "самоотрицающегося" аскета и "самоутверждающегося" гения, обладающего сверхъестеств. способностями. В ницшеанской теории сверхчеловека видел экстраполяцию "доктрины гения" Шопенгауэра на сферу этики. Эстетич. воззрения В.Г. сформировались под влиянием нем. философии. Искусство, по В.Г.,- форма реализации "избыточной" энергии, "взрослый" аналог детской игры. Его цель - "разъяснение идеи", познание. Если альтернативой "вульгарному времяпрепровождению" для "средних людей" является общая религия, предназначенная для нравств. воспитания, то для элиты - искусство. В.Г. выделял три типа красоты: "два первых, определения к-рых заимствованы у Канта, априорны ("прекрасное"- дающее бескорыстную радость созерцания; "возвышенное"- вызывающее восхищение), третье - апостериорно ("утонченное" – мяо как красота природы, преобразованная творческим сознанием). "Прекрасное" и "возвышенное" доступны только гению, "утонченное" как вторичная форма - просто талантливому человеку. В филос. лирике В.Г. традиц. темы кит. поэзии переосмыслены в русле зап. философии. После Синьхайской революции В.Г. отказался от прежних увлечений нем. философией, предостерегал против гибельного влияния зап. идей. В центр его науч. интересов встали древняя история, конф. этика, проблемы чести и достоинства, долга и морального выбора, непознаваемости человеч. природы. *Хайнин Ван Цзинъань сяньшэн ишу (Творческое наследие г-на Ван Цзинъаня из Хайнина). Т. 1 -48. Чанша, 1940; **В.Г. сюэшу яньцзю (Сб. статей, посвященный науч. наследию В.Г.). Шанхай, 1983; Banner J. Wang Kuo-wei. An Intellectual Biography. Camb. (Mass.)-L., 1986; Kogelschatz H. Wang Kuo-wei. And Schopenhauer, eine philosophisch Begegnung. Stuttg., 1986; Rickett A.A. Wang Kuo-wei's Jen-chien tz'uhua: A Study in Chinese Literature Criticism. Hong Kong, 1977. В.И. Россман Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|