буддизм


буддизм
Философско-религ. течение, начавшее проникать в Китай на р-же н.э. из Индии.
Процесс адаптации Б. к кит. культуре продолжался несколько столетий и привел к возникновению самобытных форм буд. философии и культовой практики.
Согласно традиции, основателем Б. считается инд. принц Сиддхартха Гаутама (6-5 вв. до н.э.) из племени шакья (сакья), впоследствии получивший имя Будды - "Просветленного". Б. зародился в Индии как ответвление от брахманизма или, по др. версии, в противовес ему в среде небрахманистской культуры. Возможна связь раннего Б. с оппозиц. брахманству идейными течениями, возникшими в сословии кшатриев (воинов и правителей), к к-рому свящ. история Б. относит его основателя. В противоположность брахманизму Б. декларировал равенство людей независимо от сословной и кастовой принадлежности, а также выступал против доктрины атмана - субстанциального "я", "души", всепроникающего и постоянного духовного начала. Вместо него Б. рассматривает поток последовательных состояний как источник иллюзии постоянной души. Предмет буд. философии изначально составила психология, или теория сознания. Она опосредовала онтологич. проблематику Б., в к-ром мир предстает как отраженный в сознании психокосм. Гл. целью Б. полагает выход из круга сансары (луньхуэй) - цепи смертей-рождений, в к-рой статус живого существа при каждом следующем рождении определяется соотношением положительной и отрицательной активности в предыдущем существовании - кармой (е). "Спасение" мыслится как погружение в нирвану (см. Непань) - "состояние Будды", абсолютного покоя, освобождения от страстей и желаний, а потому от имманентных им страданий. Нравств. идеал Б. - ахичса, абсолютное непричинение вреда окружающему. Филос. проблематика Б. в целом сводится к анализу психики в связи с обоснованием путей "спасения", а религ. практика - к их осуществлению.
В 1-3 вв. н.э. Б. разделился на два осн. направления: хинаяну и махаяну. Хинаяна (кит. сяо чэн - "малая колесница") - буд. течение, сторонники к-рого называют его тхеравада ("учение старейших"). Хинаяна нацеливает на индивид., монастырский путь спасения. Она рассматривает нирвану, как абсолютную статику "непроявленного" состояния бытия, когда прекращается "волнение" реальных психофизич. Элементов - дхарм (см. Фа (1), п. 2), череда комбинаций к-рых образует нереальные "я" и мир в "проявленном" состоянии бытия. Наибольшее распространение получили в Китае школы махаяны (да чэн - "великой колесницы"), предполагающей возможность спасения в миру с помощью божеств - будд и бодхисаттв. В учении одной из школ махаяны - мадхьямики (шуньявады) - Вселенная предстает как целостность, в к-рой наличествует только "пустота" - шунья (см. Кун). Шуньявада утверждает в качестве сущности дхарм "пустотность" - шуньяту, к-рая выступает в роли абсолюта и отождествляется с мистич. "телом Будды", или "телом Закона" (санскр. дхармакайя, кит. фа шэнь). "Тело Закона" в свою очередь объявляется тождественным нирване. Тезис о тождестве "проявленного" (сансара) и "непроявленного" (нирвана) бытия подкрепляет учение махаяны о необходимости положительной активности как деятельного служения, о бодхисаттвах - потенциальных буддах, отказывающихся от нирваны, чтобы помочь другим в ее обретении.
Буд. проповедники проникли в Китай по Великому шелковому пути еще в 1 в. н.э. из Кушанского царства (на стыке Сев. Индии и Ср. Азии). Традиция считает первым центром Б. монастырь Баймасы близ Лояна (пров. Хэнань). Первым переводчиком буд. текстов на кит. яз., имя к-рого сохранила история, был Ань Шигао, прибывший из Парфии в 14S. Посвящения кит. послушников в монахи стали регулярными в 3 в. в монастыре Баймасы при Дхармакале - виднейшем деятеле кит. Б. того времени. С кон. 3 в. крупным центром Б. стал Чанъань - резиденция Дхармаракши, выходца из Вост. Туркестана, переводчика и организатора перевода важнейших текстов махаяны. В 4 - нач. 5 в. при Кумарадживе переводческая деятельность иностр. миссионеров достигла пика и в ней уже широко участвовали буддисты-китайцы.
В условиях раздробленности страны и междоусобиц, уменьшения авторитета конфуцианства внимание образованных слоев об-ва в значит, степени переключилось на даос, и буд. доктрины. Росту влияния Б. в нар. среде способствовала его религиозно-магич. практика. Кроме того, в обстановке политич. неустойчивости и смут буд. монастыри могли обеспечить защиту членам монашеской общины - сангхи, крестьянам, обрабатывавшим монастырские земли и нередко отдававшим свои наделы монастырю в обмен на его покровительство.
Расцвет Б. в Китае приходится на 6-8 вв., когда там насчитывалось несколько десятков тыс. монастырей, миллионы монахов и послушников. Важнейшими социальными функциями Б., сохранившимися в последующие столетия, стали обеспечение погребальных церемоний, поминовение душ усопших, благотворительность - помощь голодающим, больным и т.п.
Первоначально Б. воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. Б. и даосизм выполняли сходные социальные функции (помощь в достижении идеала спасения или освобождения, ритуально-магич. "обеспечение" повседневной жизни и т.п.), ставили близкие филос. проблемы и приходили к похожим решениям (невозможность выражения и описания истинно сущего, негативная оценка привязанности к профаническим объектам и т.п.), использовали психотехнику для достижения измененных состояний сознания, определяемых традицией как "совершенные". При переводе буд. текстов использовались гл. обр. термины даосизма. Только с нач. 5 в. во многом благодаря Даоаню и Кумарадживе метод толкования буд. доктрин через реалии кит. философии стал уступать место попыткам выражения исходного содержания санскр. терминов, данных в транскрипции или переданных в виде кит. неологизмов. Среди первых кит. буддистов получила распространение доктрина "просвещения варваров", согласно к-рой Б. был проповедан в Индии прибывшим туда Лао-цзы. Позднее эта доктрина была заимствована даосами и стала средством критики самостоятельной ценности Б.
Примерно с 3 в. все более явным становится расхождение ряда буд. и присущих кит. культуре установок. Напр., общепринятое в Китае отношение к жизни как высшему благу, дарованному человеку Небом, затрудняло восприятие буд. доктрины сансары с ее отношением к жизни как цепи страданий. Исходный акцент Б. на улучшение личной кармы противоречил установке на процветание прежде всего семьи, рода, а также культу предков. В 3-6 вв. одним из важных пунктов обвинений в адрес Б. была проповедь им аскетизма, в к-рой конф. идеологи усматривали небрежение телом, дарованным человеку предками, и, т.о., неуважение к ним, к продолжению рода как социальному долгу. В вину Б. ставилась также несостоятельность буд. доктрин познания, в к-рых конфуцианцы видели проповедь субъективизма и произвола, абсолютизацию роли индивид, сознания - "сердца" (синь ( 1 )).
Стержнем полемики представителей раннего кит. Б. со сторонниками др. идейных течений стала проблема "неуничтожимости души (духа)" (шэнь бу ме). Она стала следствием онтологизации проблематики Б. в Китае, результатом взаимопроникновения доктрин кармы, сансары и кит. представлений о субстанциальности явленного и неявленного мира (см. Ю - у, Ци (1), Цзин (3), Шэнь (1)). Трактуя психику как субстанциальный "дух" (шэнь (1)), а череду психич. состоянии - как неизменную духовную сущность наподобие брахманистского атмана, кит. Б. фактически встал на защиту отвергнутого инд. буддистами учения о неизменности, вечности и самотождественности психики. Это встретило отпор со стороны конф. мыслителей (см., напр., Фань Чжэнь), не допускавших мысли о посмертном существовании индивид, духовного "я" вне индивид, психосоматич. единства - хунь по. Онтологизация буд. философии в Китае проявилась также в обретении субстанциальности "пустотностью" - шуньятой (кун): она стала рассматриваться в качестве "неоформленного" бытия, предшествующего миру "оформленных" вещей (см. Син (2)). В кит. Б. появились пантеистич. мотивы: Будда в аспекте дхарма-кайя ("тело Закона") начал восприниматься как субстанция и основа всего сущего, источник и конечная цель мира. Напр. Сунь Чо (4 в.) определил Будду как "воплотившееся дао".
"Китаизация" буд. доктрин привела к возникновению самобытных школ Б., крупнейшие из к-рых развивали традиции различных направлений махаяны. Напр., Саньлунь школа, основателями к-рой считаются Саньлань (6 в.) и Цзицзан (6 - нач. 7 в.), продолжила учение мадхьямики, наиболее радикально отрицающее реальность и внеш., и внутр. мира. Учение Вэйши школы восходит к реформированной в 7 в. Сюаньцзаном и его учеником Куйцзи традиции виджнянавады (йогачары), к-рая в отличие от мадхьямики признает реальность внутр. мира. Ряд школ кит. Б. махаяны, напр. Хуаянь, Чань и Тяньтай, не имеют инд. - аналогов. Хуаянь школа, основы учения к-рой заложены Душунем (6-7 вв.) и систематизированы Фацзаном (7-нач. 8 в.), сочетала положения мадхьямики и виджнянавады, рассматривая мир как универсум, полностью присутствующий в каждом из составляющих его элементов. Хуаянь, акцентировавшая разработку филос. проблем бытия, дополняла и подкрепляла теоретич. основания Чань школы, делавшей упор на практику постижения высшей истины посредством интуитивного озарения. Ее создание приписывается полулегендарному инд. миссионеру Бодхидхарме (кон. 5- нач. 6 в.), а оформление - ее осн. доктрин связывается гл. обр. с именем Хуэйнэна (7 в.). Одно из крупнейших ранних течений кит. Б. - Тяньтай школа, осн. доктрины к-рой разработал Чжии (6 в.), стремилась к синтезу учений др. направлений махаяны и настаивала на идее присутствия "природы будды" во всем сущем. Интегрирующую роль в кит. Б. играла Люй школа, восходящая к инд. миссионеру Дхармакале (сер. 3 в.) и окончательно доктринально оформленная в 7 в. Даосюанем. Гл. условием спасения ее учителя объявляли скрупулезное соблюдение монашеских уставов (винаи, кит. люй), подкрепленное медитативным постижением их внутр. смысла. Уставы школы Люй поныне приняты в крупнейших буд. монастырях Китая.
Проникал в Китай и тантрический Б. ваджраяны, наиболее тесно связанный с магич. практикой и учениями о половых энергетич. началах. Он был представлен Ми школой, не выдержавшей конкуренции с даос, магией, но оказавшей глубокое влияние на культовую практику, психотехнику и иконографию даосизма и кит. Б.
Особое место в кит. Б. занимает Цзинту школа, возникновение к-рой связывают с именем Хуэйюаня (кон. 4- нач. 5 в.). Популярная в народе идея "счастливой земли", где обитают божества и "святые-бессмертные", была сопряжена со схожими буд. представлениями и культом будды Запада
Амитабхи (амидизмом), нацеливавшим адептов на возрождение в "Чистой земле (Цзин ту) Предельной радости". В сочетании с культом Майтрейи - будды грядущего - амидизм лег в основание милленаристской идеологии многих нар. сект буд. толка и тайных обществ (см. Се цзяо).
Кит. Б. способствовал усилению про-идеалистич. тенденций в кит. философии, проявившихся в проблематике и понятийном аппарате даосизма и неоконфуцианства. Напр., в даосизме появились креационистские идеи (см. "Гуань Инь-цзы"), не свойственные ни кит. традиции, ни инд. Б.; центр, в неоконфуцианстве категории ли (1) ("принцип") и синь (1) ("сердце") были разработаны при участии буд. мысли и т.п. Нек-рые даос, и конф. мыслители сознательно обращались к буд. идеям (напр., Сунь Чо, 4 в.; Ван Янмин, кон. 15 - нач. 16 в.; Ван Тинсян, 17 в.), но по преимуществу воздействие буд. доктрин на кит. идеологию проходило опосредованно и стихийно по мере адаптации Б. к кит. культуре. На уровне "книжной" культуры дистанция между Б. и его идеологич. оппонентами неизменно сохранялась.
Б. периодически подвергался гонениям, наиболее сильным - в сер. 9 в., во времена правления императора У-цзуна. Особенно пострадали школы Хуаянь и Тяньтай. В последующие годы, особенно в эпохи Юань (13-14 вв.) и Мин (14-17 вв.), Б. не раз переживал полосы расцвета, однако его школы уже никогда не достигали такого мощного интеллектуального подъема, как в 6 - 8 вв. Развитие теоретич. наследия школ кит. Б. имело продолжение в Японии и Корее. В Тибете и Внутр. Монголии преобладает Б. т.н. ламаистского толка - ти-бетско-монг. версия поздней инд. традиции махаяны.
К нач. 20 в. Б. в Китае почти полностью растворился в синкрегич. нар. религии (см. Сань цзяо). Однако начавшееся в кон. 19 - нач. 20 в. обновленческое движение в Б. приостановило этот процесс. "Обновленцы" ставили перед собой задачу возрождения Б. в "первонач. чистоте" и в то же время его модернизацию, с тем чтобы его идеология и практика больше соответствовали текущим потребностям страны. В 1912 была создана Ассоциация кит. буддистов, затем подобные орг-ции возникли в различных городах и провинциях Китая. Все они преследовали цели защиты собственности буд. общин, объединения последователей Б., усиления его влияния на общественно-политич. жизнь страны. Однако острые разногласия между их лидерами помешали ассоциации стать значительной обществ, силой.
Ассоциация кит. буддистов была воссоздана в 1953 и поныне является действующей орг-цией.
Е.А. Торчинов, А.Г. Юркевич, Л.Е. Янгутов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Синонимы:
    ваджраяма, вера, вероучение, джайнизм, ламаизм, махаяна, религия, хинаяна


Просмотров: 1774
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • “ЦАРСТВА БЫТИЯ”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • Дхиани Будды
  • История европейской культурной традиции и ее проблемы
  • МАХАЯНЫ МИФОЛОГИЯ
  • Мануши Будды
  • Отпечатки Стоп Будды
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • Сэкай Кюсэй-Ке (Учение Всемирного Спасения)
  • ТЯНЬТАЙ ШКОЛА
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
  • ХУАЯНЬ ШКОЛА
  • Царства бытия
  • Четыре Благородные Истины Будды:
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • Школы пророков
  • анархизм в китае
  • внутр. совершенная мудрость и внеш. царственность
  • зуб будды
  • один будда — все будды
  • сознания школа только
  • тождество мысли и бытия
  • хуаянь школа
  • школа военной философии
  • школа только сознания
  • школа чистой земли
  • школы раннего буддизма



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь