е ши


е ши
Е Чжэнцзэ, прозв. Шуйсинь.
1150, Юнцзя окр. Вэньчжоу (на территории совр. лров. Чжэцзян),- 1223.
Мыслитель-неоконфуцианец, политич. деятель, литератор, представитель Юнцзя школы. Имел высшую ученую степень цзиньши. Занимал высокие гос. посты, удостоен особых отличий за заслуги в военных кампаниях против чжурчжэньского гос-ва Цзинь. Попав в опалу, посвятил себя преподаванию и ученым занятиям. Осн. соч.- "Си сюэ цзи янь" ("Записки и высказывания по поводу учения"), "Шуйсинь сянь-шэн вэнь цзи" ("Собр. соч. учителя Шуй-синя"), "Бе цзи" ("Собр. произв. о чуждом").
Утилитаризм школы Юнцзя проявился у Е Ш. в учении о "достижении пользы/выгоды"; последняя (ли (3)) объявлялась условием реального существования "долга/справедливости" (и (11) ("Си си цзи янь", цз. 23). Вразрез с общей для конф. идеологии тенденцией он настаивал на гос. поддержке торговли и ремесел, эффективного денежного обращения, отвергая их традиц. противопоставление как второстепенных "ветвей" (мо) сельскому хоз-ву - "корню" (бэнь) гос. мощи (там же, цз. 19). Считал проявления дао как некоей интегральной мировой закономерности зависимыми от существования мира "оформленных" (син (2)) вещей, образуемых мировой субстанцией - "пневмой" (ци (1)). Формы проявления "течения и превращений (пнсвмы), не имеющей постоянной локализации", явлены в "пяти элементах" (у син (1)) и восьми триграммах (ба гуа, см. Гуа). Толковал вселенское "Единство" ("Единое"-и (2)) не как синоним "единения/тождества" (тун (1), см. Да тун (1)), а как сущность, принципиально отличную от "вещей" (у (3)). Это "Единство" реализуется в беспредельном множестве взаимодействий дуальных космич. сил - инь ян, к-рые тем не менее рано или поздно приходят к абсолютно сбалансированной ситуации "срединное™ и постоянства" (чжун юн, см. "Чжун юн")- итоговому состоянию дао, уподобленному ровной водной глади после волнения стихий ("Е Ш. цзи", гл. "Чжун юн"). В учении о познании Е Ш. делал акцент на ценности субъективного практич. опыта. Рассматривал человеч. "страсти" (юй, см. Тянь) как естеств. тягу к удовлетворению человеч. потребностей, а правила этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2))-как ограничитель и регулятор "страстей", но не средство их подавления ("Си си цзи янь", цз. 15). Подвергал критике отд. положения столпов конфуцианства - Цзэн-цзы, Цзы Сы, Мэн Кэ; отрицал авторство Конфуция на комментирующую часть "Чжоу и". Осуждал представителей "учения о принципе" (ли сюэ) за эклектич. смешение положений даосизма и буддизма при конструировании космогонич. схем с использованием понятий тай цзи ("Великий предел") и у цзи ("Беспредельное"). Отрицательно относился к даос, и особенно к буд. этике и учениям о познании как ведущим к "неизбежному забвению (задачи) осуществления своего дао" ("Си си цзи янь", цз. 43), т.е. задачи должной индивид, самореализации.
*Цзи (Собр. соч.). Т. 1 - 3. Пекин, 1961.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 954
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ЧЖУН ЮН”
  • Амбивалентность Чувств В Учении
  • ГУАНЬ ЧЖУН
  • ДУН ЧЖУН-ШУ
  • Единство физической картины мира
  • ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в труде, учении, спорте)
  • МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
  • СИСТЕМА ВЕЩЕЙ
  • Сознательность Учения
  • УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
  • Формы существования языка
  • Формы существования языка (в социолингвистике)
  • ЧЖУН КУЙ
  • ЧЖУН ШУ
  • ЧЖУН ЮН
  • Экзистенциализм (Философия Существования)
  • гуань чжун
  • еретические учения
  • записки о правилах благопристойности
  • решение задачи
  • ритуальная порча вещей
  • сознательность учения
  • три учения
  • ценности в познании
  • церемонии образцовые и правила благопристойности
  • чжун юн
  • школы раннего буддизма
  • эмпирическое и теоретическое в научном познании
  • юнцзя школа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь