|
АдвентАдвент (лат. adventus — пришествие), в Зап. Церкви — литургическое время, предшествующее Рождеству Христову и начинающее литургический год. Обычай подготовки к празднованию Рождества засвидетельствован уже в кон. IV в., когда Сарагосский собор (380) предписал верным не пропускать богослужений ни в один из дней с 17 декабря до праздника Богоявления. К VI в. на Западе широко распространилась практика подготовки к Рождеству постом, продолжительность и строгость которого варьировались: в одних регионах он начинался с середины ноября, а в других его предписывалось соблюдать даже с осеннего равноденствия (последнее правило сохранилось вплоть до наших дней в уставах некоторых монаш. орденов, соблюдающих пост от праздника Воздвижения Креста Господня до Рождественского Сочельника). Постепенно А. оформился на Западе как особое литург. время с собственной спецификой богослужения. К эпохе зрелого Средневековья в различных зап. литург. обрядах закрепилась определенная продолжительность А.: в мозарабском и амвросианском обрядах он начинается с воскресенья в середине ноября (т.о. включая 6 воскресений), в рим. — с воскресенья, ближайшего к 30 ноября (он открывается первой вечерней этого воскресенья и оканчивается к первой вечерне Рождества, включая в общей сложности 4 воскресенья). Ныне А. в лат. обряде практически утратил характер поста, за исключением отдельных регионов, где сохраняются обычаи соблюдения в А. некоторых постных дней, особенно Рождественского Сочельника. На визант. Востоке короткий Рождественский Пост (с 20 по 24 декабря) известен с сер. VIII в.; впоследствии он приобрел значительно бoльшую продолжительность (с 15 ноября). В понимании католиков зап. обрядов А. является временем благоговейного и радостного ожидания, которое имеет двоякий характер: это период подготовки к празднованию Рождества, но вместе с тем и время, когда души верных обращаются к ожиданию Второго пришествия Христа в конце времен. Каждое из воскресений А. имеет определенную тему, которая находит свое выражение в еванг. чтении на мессе: в лат. обряде 1-е воскресенье посвящается будущему пришествию Христа в конце времен, 2-е и 3-е — Иоанну Крестителю, предварившему обществ. служение Христа, а 4-е — событиям, непосредственно предшествовавшим рождению Господа, и особому месту Девы Марии в тайне Боговоплощения. Подобно Великому посту, А. рассматривается как время усиленного покаяния, чем обусловлены фиолетовый цвет литург. облачений (из воскресных дней исключение составляет 3-е воскресенье, именуемое Gaudete, когда допустим розовый цвет; в будни цвет облачений может меняться в зависимости от празднований) и скромность в убранстве храмов и в богослужении (напр., по воскресеньям опускается великое славословие). В период А. Церковь в особенной степени призывает верующих к совершению дел милосердия. Лит-ра: Cabrol F. // DACL 1, 3223–30; Botte B. Les origines de la NoСl et de l’Гpiphanie. Lv., 1932, p. 263–284; NoСl, Гpiphanie, Retour du Christ / Ed. B. Botte, E. Melia. P., 1967; Adam A. Das Kirchenjahr mitfeiern. Fr., 1979; Maur F. auf der. Feiern im Rhythmus der Zeit. Regensburg, 1983; Auge M. L’anno liturgico. Genova, 1988; Schlierf W.J. Adventus Domini: Geschichte und Theologie des Advent in Liturgie und Brauchtum der westlischen Kirche. MЪnchengladbach, 1989. П. Сахаров Католическая энциклопедия. EdwART. 2011. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|