|
КапитулКапитул (лат. capitulum) — 1) коллегия священников, осуществляющая торжественные богослужения в кафедр. соборе (кафедральный К.) либо в коллегиальной церкви (коллегиальный К.), или коллегиате; 2) коллегиальный орган управления в монаш. ин-тах, являющийся собранием настоятелей и выборных делегатов с целью избрания новых настоятелей или решения дел всего ин-та (генеральный К.), его провинции (провинциальный К.) или монаш. обители (монастырский К.). Кафедральный К. Прообразом кафедр. К. был пресвитерат — собрание священников и диаконов столицы епархии, помогавшее епископу в богослужении и в управлении епархией и участвовавшее в церк. службах, возглавляемых епископом. В IV в. духовенство, входившее в это собрание, стали называть канониками; в соответствии с уставом каноники ежедневно собирались при кафедр. соборе для чтения очередной главы (capitulum) Св. Писания (отсюда название К.). Значение К. возросло в эпоху Каролингов, чему способствовал Амаларий из Меца, разработавший по поручению синода Ахена в 816 устав духовенства De institutione canonicorum, называемый также Ахенским уставом, в котором определены правила совместной деятельности священников, не являющихся монашествующими. В XI и XII вв. Ив Шартрский и Пётр Дамиан провели реформы жизни каноников, связав их обетом общежития, в результате чего каноники разделились на секулярных (canonici saeculares) и регулярных (canonici regulares); последние приносили монаш. обеты (регулярные каноники). В XII–XIII вв. К. превратился в сенат епископа, обладавший юридическими правами, уставом и имуществом. К. избирал капитульного викария, управлявшего епархией, когда епископская кафедра была вакантной, и во мн. случаях имел право выбирать епископа. Тогда же в кафедр. К. появились должности препозита (декана), архидиакона, схоластика, кантора, кустода и канцлера (их могли занимать только прелаты); др. каноники исполняли определенные обязанности без прерогатив. Общей обязанностью прелатов и каноников К. было пение в хоре во время богослужений и помощь епископу при обсуждении и принятии важных решений. Члены К. пользовались правом голоса во время собраний, имели право носить одеяния каноников, а также имели пребенды; К. также раздавал бенефиции и свободно распоряжался своим имуществом. Тридентский собор подчинил власти епископа сам К. и отд. его членов, а также ограничил срок выборов капитульного викария 8 днями после того, как епископский престол стал вакантным. Кроме того, собор предоставил епископу полномочия проводить визитацию кафедр. соборов и церквей, принадлежащих коллегиям, и реформировать К. этих церквей. Согласно motu proprio Папы Павла VI Ecclesiae sanctae от 6.08.1966, функции помощи епископу в управлении епархией перешли от кафедр. К. к советам священников. Согласно ККП 1983, епископ избирает из числа участников совета священников коллегию консультантов (не более 12), которая помогает епископу в управлении епархией (кан. 502) и имеет право избирать временного администратора на ставшую вакантной епископскую кафедру (кан. 421 § 1); кан. 502 § 3 наделяет конференцию епископов правом передавать обязанности коллегии консультантов кафедральному К. Осн. обязанностью кафедр. К. является выполнение литург. функций для придания особой торжественности богослужениям в кафедр. соборе (кан. 503–510), хотя возможно расширение круга его задач. ККП предусматривает обязательное представительство кафедр. К. на провинциальном синоде (кан. 443, п. 5) и на епарх. синоде (кан. 463 § 1, п. 3). Устав кафедр. К. утверждается епископом и определяет структуру К., количество входящих в него членов, обязанности и периодичность собраний К., материальное обеспечение каноников, их облачение; епископ назначает каноников, выслушав мнение К. (кан. 509). Создание, преобразование и упразднение кафедр. К. находится в в¶дении Апост. Престола (кан. 504). Коллегиальный К. также создавался канониками; в его обязанности входили прежде всего забота о торжественности богослужений и (на первом этапе существования) пастырская деятельность. В отличие от кафедр. К., коллегиальные К. не принимали участия в управлении епархией; согласно Ахенскому уставу, их члены были обязаны иметь общее имущество и проживать вместе в общем доме, куда не имели доступа миряне и женщины. Каноники коллегиальных К. подразделялись на старших (canonici seniores) — пресвитеров и диаконов — и меньших, или младших (canonici minores, iuniores, domicellares) — клириков низшего ранга. Во главе коллегиального К. стоял препозит, или декан (иногда эту функцию исполнял архидиакон), в ведении которого находились управление общим имуществом, вопросы дисциплины и прием новых членов. В X–XII вв. коллегиальные К. получили определенную независимость от епископа: право самостоятельно определять свою структуру, видоизменять устав, составлять офиц. документы и пользоваться собственной печатью. Одновременно некоторые должности К. (напр., портарий, госпиталарий) стали заменяться новыми (декан, канцлер, кантор). В XIII в. коллегиальные К. перестали участвовать в епископских советах, и своих кандидатов на должности каноников К. выдвигали светские властители, хотя официально лишь епископ имел право назначать каноников коллегиальных К., а также появилась тенденция принимать в члены К. только представителей дворянства. В период Реформации было уменьшено число бенефициев коллегиальных К., в протест. гос-вах мн. коллегиальные К. были упразднены. Папа Климент VII оставил за Св. Престолом исключительное право создавать новые коллегиальные К., преобразовывать их и распускать. В эпоху Просвещения гос-во пыталось вмешиваться в дела К., а в кон. XVIII — нач. XIX в. — влиять на число их членов и выдвигать своих кандидатов. Светские власти сильно сократили число коллегиальных К. во время Французской революции, в периоды иосифизма и «Культуркампфа». Согласно ККП 1983, утверждение устава коллегиального К. и назначение его каноников, как и в случае кафедр. К., находится в ведении епарх. епископа (кан. 505, 509). Капитулы монашеских институтов Генеральный К. Прообразом К. монаш. ин-та можно считать регулярные встречи монахов-киновитов, живших по уставу св. Пахомия Великого; во время этих встреч обсуждались вопросы ведения общего хозяйства. На Западе уже в X в. аббаты монастырей Ордена бенедиктинцев организовывали совместные заседания монахов; в XII в. (особенно во Франции и Бельгии) такие заседания получили повсеместное распространение. Формально ген. К. ввели в обиход цистерцианцы. Созываемый ежегодно ген. К. являлся высшим органом судебной и законодательной власти монаш. орденов и ограничивал полномочия аббатов; в состав ген. К. избирались представители монашествующих, которые могли т.о. решать важные для аббатства вопросы. В 1203 Папа Иннокентий III повелел непосредственно подчиненным ему аббатам бенедикт. монастырей регулярно созывать ген. К. под руководством епископа. IV Латеранский собор постановил, что ген. К. должны проводиться раз в 3 года во всех аббатствах бенедиктинцев и регулярных каноников. Ген. К., наделенный б°льшими полномочиями в управлении, в 1212 ввели францисканцы. Ген. К. были введены также в Ордене доминиканцев, а позднее и в др. создававшихся монаш. институтах. Согласно ККП 1983, ген. К. обладает высшей властью в монаш. ин-те (кан. 631 § 1), а в ин-тах монашествующих клириков К. наделены и церк. властью управления в области как внеш., так и внутр. подсудности (кан. 596 § 2); состав, полномочия и порядок проведения заседаний К. (особенно касающихся выборов и методов рассмотрения различных дел) определяются монаш. конституцией (кан. 631 § 2). Ген. К. подразделяются в зависимости от предмета заседания на избирательные, законодательные и смешанные, а в зависимости от времени и способа созыва — на обычные, чрезвычайные и специальные. В ген. К. должны участвовать избранные представители монашествующих и лица, занимающие в монаш. ин-те определенные должности. Среди задач ген. К. — выборы ген. настоятеля (главы монаш. ин-та) и правления, сохранение дух. наследия ин-та и его традиций (см. кан. 578), забота об обновлении дух. жизни и т.д. Ген. К. имеет право определять нормы, которые будут обязательными для всех членов ин-та. Ген. К. не является постоянным органом управления и подлежит роспуску после окончания заседаний. В Обществе Иисуса (иезуиты) функцию ген. К. исполняет ген. конгрегация. Провинциальный К. появился и развивался параллельно с ген. К.; его возникновение датируется временем появления монаш. орденов с организованной иерархией. В монаш. ин-тах, разделенных на провинции, провинциальный К. является высшим коллегиальным органом местного управления и созывается согласно правовым нормам ин-та, те же нормы определяют сферу и природу его власти, задачи и представительские критерии, количество участников, право председательства и т.п. (см. кан. 632). Постановления провинциального К. вступают в силу после утверждения их верховным руководством монаш. ин-та. Монастырский К. В аббатствах монаш. орденов с древними уставами это постоянный совет аббатства, в который входят все монахи, принесшие вечные обеты. Значение монастырских К. возросло в XII в. В их компетенции были выбор аббата, принятие послушников, распределение монастырских должностей, соблюдение традиций и дисциплины, защита прав общины, финансовые вопросы и управление имуществом аббатства. В др. монаш. ин-тах монастырский К. — это собрание всех членов обители, принесших вечные обеты, с целью решения важных для данной общины вопросов. Порядок созыва и полномочия К. определены собственным правом монаш. ин-та (см. кан. 632). Каноны ККП 1983, относящиеся к К. монаш. институтов, распространяются и на общества апост. жизни (кан. 734). Лит-ра: Францисканский капитул. М., 1998; Marinus a Neukirchen. De capitulo generali. R., 1952; Ravasi L. De regulis et constitutionibus religiosorum. R., 1958, p. 188–226; Fuertes J.B. De competentia capituli specialis // Commentarium pro religiosis et missionariis 46 (1967), 259–270; GutiОrrez L. De natura iuridica capituli specialis religiosorum // Ibid. 46 (1967), 241–258; Il capitolo speciale. Mi., 1967; DIP 2, 166–176, 179–184; 7, 1392–94; AndrОs D.X. Il diritto dei religiosi: Commento al Codice. R., 1984, p. 135–150; Adamowicz L. et al. // EK 8, 668–676; Iannone F. Il capitolo generale: Saggio storico-giuridico. Bol., 1988; Daniluk M., Klauza R. Podrґczna encyklopedia instytutЧw эycia konsekrowanego i stowarzyszef эycia apostolskiego. Lublin, 2002, s. 149–152. Т. Шишова Католическая энциклопедия. EdwART. 2011. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|