Александр II Романов


Александр II Романов
российский император (с 1855), старший сын имп. Николая I; род. 17.04.1818, С.-Петербург, ум. 1.03.1881 там же.
А. взошел на престол во время Крымской войны, когда стали очевидными поражение России, отсталость ее экономики и полит. системы. С первых дней царствования А. поддержал политику постепенных социально-эконом. преобразований. В 1860–70-х правление А. было отмечено либеральными реформами: отмена крепостного права (1861), создание независимых судебных органов и судов присяжных (1874), установление автономии ун-тов (1863).
Крестьянская реформа была одним из самых значительных событий в истории России XIX в.; вклад А. в освобождение крестьян неоспорим. Однако либеральные реформы 1860-х не решили проблему самоуправления народов Российской империи. Пр-во А. не смогло найти приемлемое решение, которое позволило бы восстановить самоуправление Польши, гарантированное конституционными актами 1815. Восстание в Польше (1863–64) и последовавшие карательные действия рус. армии усилили нац. и рел. противоречия внутри Российской империи и привели к внешнеполит. изоляции России.
В 1870-х в России распространились идеи «народничества», соединившего доктрину европ. социализма с архаичным коллективизмом крестьянской общины, в которой народники находили основу будущего социалистического об-ва. В дальнейшем радикальные народники перешли от пропаганды своего учения к полит. террору, создали подпольную организацию «Народная воля». В 1880 после серии покушений на жизнь А. пр-во предприняло попытку возобновить диалог с об-вом, заявило о созыве «общероссийской комиссии» из представителей земств. За три дня до начала обсуждения проекта полит. реформ А. был смертельно ранен в С.-Петербурге в результате террористического акта, подготовленного «Народной волей».
Начало царствования А. было отмечено надеждами Св. Престола на урегулирование положения Католической Церкви в России и на возобновление постоянной дип. миссии Св. Престола в С.-Петербурге. Об этом свидетельствует содержание взаимных посланий Папы Пия IX и А. в 1855–56. Однако результаты миссии архиеп. Флавио Киджи (1810–85), направленного в Москву на коронацию А., показали, что рос. император и его пр-во относятся негативно к идее присутствия дип. представительства Св. Престола в С.-Петербурге.
Подавление польск. восстания 1863–64 сопровождалось жесткой репрессивной политикой в отношении Католической Церкви в России: Варшавский архиеп. З. Фелиньский был сослан во внутренние губ. империи, в 1866 была упразднена самостоятельная Каменец-Подольская епархия, в 1867 — Подляшская, а в 1869 — Минская епархия (последнюю объединили с Виленской). Указом от 8.11.1863 в зап. губерниях России были закрыты многие катол. церкви и монастыри, а пр-во А. приступило к «русификации» Католической Церкви в России. В письме к А. от 22.04.1863 по поводу польских событий Папа Пий IX перечислил многочисл. нарушения прав Католической Церкви в империи. Однако в ответном письме от 23 мая того же года А. даже не упомянул проблем, поставленных Папой. В то же время пр-во А., равно как и прусское пр-во, оказывало давление на Папу Пия IX с целью принудить его осудить польское нац. движение, однако Папа не соглашался на это. Неуступчивая позиция рос. пр-ва на переговорах в Вене с представителями Св. Престола, полит. давление России на Св. Престол и репрессии против Католической Церкви в России вынудили Папу Пия IX на более решительные действия: 30.07.1864 он издал энциклику Ubi urbaniano, в которой, с одной стороны, осуждал «легкомысленное восстание» в Польше и внушал восставшим необходимость послушания властям, а с другой — в самых жестких выражениях обличал антикатолические меры рос. властей. 23.03.1866 пр-во А. заявило о разрыве дип. отношений со Св. Престолом, указом от 22 нояб. того же года был расторгнут конкордат 1847. Указами А. от 26.12.1865, 12.07.1866 и, в особенности, от 10.05.1867 были урезаны права Католической Церкви в России; все дела рос. католиков — как духовных, так и светских лиц, — подлежащие рассмотрению Св. Престола, должны были направляться в Римско-католическую духовную коллегию. Находясь под абсолютным контролем этой коллегии, Католическая Церковь в России практически становилась схизматической по отношению к Риму. Эта угроза побудила Пия IX к еще более жестким действиям: 17.10.1867 им была опубликована энциклика Levate, в которой Папа торжественно предал осуждению образованную в России Римско-катол. дух. коллегию и запретил катол. епископам в России принимать участие в ее деятельности. В результате 6 епископов, выразивших послушание этому запрету Папы, были отправлены рос. властями в ссылку. Однако твердая позиция Св. Престола и сопротивление со стороны катол. епископата в России вынудили рос. пр-во пойти на уступки: на вакантные кафедры были назначены новые епископы, а сосланные епископы возвращены из ссылки. По соглашению с Римом 9.03.1873 А. перенес консисторию из Могилёва в С.-Петербург, а также повелел построить в столице митрополичий собор Успения Пресв. Девы Марии. В 1873 рос. пр-во реформировало катол. дух. коллегию и изъяло из ее компетенции все, что противоречило требованиям Св. Престола. Эти перемены были признаны приемлемыми для Католической Церкви в России сначала Коллегией кардиналов (15.12.1873), а затем Пием IX (19.12.1873). 26.08.1874 Свящ. Канцелярия вынесла окончательное одобрение изменений в характере деятельности Римско-катол. дух. коллегии. С опубликованием указа А. от 18.02.1875 коллегия окончательно утратила свою неканоническую функцию посредника между католиками в России и Св. Престолом, и Папа разрешил катол. епископам участвовать в ее работе. Однако временная нормализация отношений между Россией и Св. Престолом была вскоре подорвана упразднением в 1875 последней греко-катол. епархии на терр. Российской империи — Холмской — и учреждением вместо нее одноименной правосл. епархии. С началом понтификата Папы Льва XIII были предприняты новые попытки найти почву для сближения между Россией и Римом на переговорах между дип. представителями Св. Престола и рос. посланниками в Вене, а затем в Риме. Несмотря на частичные договоренности (31.10.1880), эти переговоры завершились без определенного результата (во многом по причине внезапной гибели А.). На убийство А. Папа Лев XIII откликнулся исполненным скорби и негодования апост. посланием Diuturnum illud от 29.06.1881.
Источн.: Olszamowska-Skowrofska S. La correspondance des papes et des empereurs de Russie, 1814–1878. R., 1970; Idem. Les accords de Vienne et de Rome entre le Saint-SiПge et la Russie, 1880–1882. R., 1977.

Лит-ра: Корнилов А.А. Общественное движение при императоре Александре II. М., 1909; Татищев С.С. Император Александр II, его жизнь и царствование. СПб., 1911. 2 т.; Секиринский С., Шелохаев В. Либерализм в России, середина XIX — начало XX в. М., 1995; Martina G. Pio IX (1851–1866). R., 1986; Idem. Pio IX (1867–1878). R., 1990.

А. Савинов, А. Юдин

Католическая энциклопедия. . 2011.


Просмотров: 1223
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ИСТОРИЯ НАРОДА В РОССИИ ОБИТАЮЩЕГО"
  • “О ПОВРЕЖДЕНИИ НРАВОВ В РОССИИ”
  • Ангел Церкви
  • Армяно-католики в России
  • Восхищение Церкви
  • Епископат в католической и православных церквях
  • Катехизис католической церкви
  • Католицизм в России
  • Католические новомученики России
  • Князь Церкви
  • Конференция католических епископов России
  • ЛОГИКА В РОССИИ
  • МАСОНСТВО В РОССИИ
  • Межрелигиозный совет России
  • НЕОКАНТИАНСТВО В РОССИИ
  • ОТЦЫ ЦЕРКВИ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПСИХОАНАЛИЗ В РОССИИ
  • Постоянные наблюдатели Святого Престола при Организации Объединенных Наций
  • Ревнители Церкви
  • Суверенитет Святого Престола
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • ФИЛОСОФИЯ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
  • Церковные степени и должности в Римско-католической церкви
  • кем были древние бритты?
  • логические исследования в россии и ссср
  • эпистемология в России



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь