|
Реформация во ФранцииРеформация во Франции (от лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение во Франции в XVI веке, направленное на реформирование Католической церкви в соответствии с её первоначальными традициями. Ситуация с Реформацией во Франции в некотором отношении напоминала немецкую, поскольку хотя центральная власть была более сильна, тем не менее некоторые провинции пользовались правами значительной автономии, особенно на юге, так что в Миди и Французской Наварре протестантское движение было изначально сильным. Кроме того, аристократия также постоянно стремилась интриговать и ослаблять монархию. Религиозные вопросы перемешивались с политическими устремлениями. Правящие династии, сначала Валуа от Франциска I до Генриха III, а затем Бурбоны, начиная с Генриха IV, стремились упрочить стабильность страны и трона, сглаживая религиозную вражду либо посредством изгнания меньшинств, либо веротерпимостью. Во Франции почва для реформ была подготовлена лучше, чем в Германии, благодаря деятельности либеральных католиков, таких, как Жак Лефевр д'Этапле и епископ Мо Гийом Бриконне. Король Франциск I и его сестра Маргарита Ангулемская нередко вмешивались, спасая гуманистов-реформаторов от козней мракобесов, а дочь Маргариты, Жанна д'Альбре, королева Наварры, страны, находившейся в вассальном подчинении Франции, в своих владениях предоставляла убежище преследуемым, хотя сама стала гугеноткой только в 1560 году. Когда во Франции начали распространяться лютеранские идеи, Франциск I, не приветствовавший ересей, не был последователен в их подавлении, его политика зависела от того, хотел ли он политического союза с Папой, с турками или с немецкими лютеранами. В1534 году в предвестии кризиса в Париже появились листовки, грубо критиковавшие мессу. Последовали жестокие репрессии. Епископ Бриконне покорился. Фарель бежал в Женеву, Лефевр в Страсбург, Кальвин — в Базель. При Генрихе II, сыне Франциска, гонения усилились, особенно в 1559 году, когда Франция и Испания заключили мир и каждая из стран смогла заняться подавлением ересей у себя дома. Преследования гугенотов, как называли протестантов во Франции, были бы еще более жестокими, если бы не смерть короля на турнире. В этот момент соперничество в аристократических кругах стало более открыто выливаться в религиозную борьбу. Королевскую власть, в своей политике колебавшуюся, то, стремясь искоренить протестантов, то полностью признать их права, с двух сторон окружали радикальные представители двух аристократических родов, для которых вопросы религии представляли исключительную важность. Дом Гизов был настолько католическим, что выступал за привлечение испанской помощи, а семейство адмирала Колиньи настолько гугенотским, что ратовало за привлечение англичан и даже немцев. При Франциске II Гизы были близки к власти, поскольку королева, позже ставшая королевой Шотландии, происходила из дома Гизов. Гугеноты, предвидя репрессии, вынашивали план Амбуазского заговора, попытку убийства лидеров партии Гизов и захвата власти домом Бурбонов. Это было явное восстание, обострившее проблему, с которой долго боролись протестанты. Лютеране столкнулись с этим раньше, когда в 1530 году Аугсбургский сейм дал им год на то, чтобы покориться под угрозой войны. Тогда лютеранские князья образовали Шмалькальденскую лигу, чтобы на насилие ответить насилием. Лютер был вынужден смириться с тем, что они использовали военную силу ради защиты Евангелия, и абсолютно запретил любые попытки насилия со стороны граждан против местных властей. Именно поэтому он не одобрил крестьянскую войну. Однако юристы обратились к Лютеру с доводами, что император был избранным правителем, а значит, если он выступал против истинной веры, то должен был предстать перед судом своих избирателей, которые одновременно представляли местные власти. Так образовалось учение о праве низшей власти на выступление против высшей. Эта концепция утратила актуальность в Германии после Аугсбургского мира 1555 года, даровавшего свободу совести лютеранам на тех территориях, где они составляли большинство. Меньшинствам в лютеранских и католических землях предоставлялось право мигрировать с сохранением имущества. Однако условия мира не учитывали кальвинистов, и проблема вооруженного сопротивления обострилась во Франции. Кальвин бы не поддержал Амбуазский заговор, если бы это не был заговор низшей власти. Это понятие было применено к принцам крови, составлявшим линию наследников трона и подразумевало дом Бурбонов. Амбуазский заговор провалился. Франциск II умер, и ему наследовал его младший брат, Карл IX. Королева-мать, Екатерина Медичи, взяла на себя власть и попыталась предотвратить религиозную войну, гарантировав гугенотам ограниченную веротерпимость в строго определенных регионах (эдикт 1562 года). Когда герцог Франциск де Гиз обнаружил гугенотов, отправлявших богослужение за пределами установленных границ, он открыл огонь. Бойня в Васси стала началом войн. Гугенотов возглавил принц крови Луи Конде из дома Бурбонов. Кальвин выказал ему поддержку. Одна за другой последовали три безрезультатные войны. Во время первой из них погиб Конде, а Франциск де Гиз умер от руки убийцы. Его сын Генрих де Гиз считал, что к этому причастен Колиньи, новый лидер гугенотов. В конце десятилетнего периода безрезультатной вражды Екатерина предприняла вторую попытку примирения, скрепив ее браком Генриха Наваррского, Бурбона, сына Жанны д'Альбре и надежды гугенотов, со своей дочерью Маргаритой Валуа, католичкой. Вожаки всех партий прибыли на свадьбу в Париж. Герцог Гиз предпринял неудачное покушение на Колиньи. Затем Гиз, с молчаливого согласия Екатерины и ее сына Карла, охваченного паникой, попытался убить всех лидеров гугенотской партии во время резни в Варфоломеевскую ночь в августе 1572 года. За этим последовали кровавые бойни в провинциях. Через два года (1574) Карла IX сменил на троне его брат, Генрих III. Неприятие резни было настолько сильным, что король мог править только в союзе с гугенотом Генрихом Наваррским. Некоего фанатичного католика это настолько взбесило, что он убил короля. Обе стороны отказались от претенциозных идей о низшей власти и беззастенчиво участвовали в народных волнениях. Затем Генрих Наваррский стал Генрихом IV, но будучи протестантом, не мог занять Париж и править Францией. Чтобы восстановить в стране мир, он перешел в католичество и издал эдикт дарования прав гугенотам, Нантский эдикт 1598 года. Им предоставлялась свобода совести, по-прежнему в ограниченных регионах, но помимо этого — полноправное участие в общественной жизни. Эдикт был отменен только в 1685 году. Католическая энциклопедия. EdwART. 2011. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|