Аборт


Аборт
(лат. abortus — выкидыш) — самопроизвольное или преднамеренное прерывание беременности, имеющее следствием прекращение жизни человеч. существа в лоне матери. В повседневном употреблении А. связывают только с преднамеренным прерыванием беременности. В действительности А. — это прерывание двух различных процессов в жизни двух индивидуумов. Для одного из них, для матери, — это прерывание непродолжительного, по сравнению со всей жизнью человека, физиологического процесса, протекающего в течение 9 месяцев после зачатия. Для другого индивидуума А. — это полное и необратимое прерывание только что начавшейся жизни. Преднамеренный А. является прерыванием жизни плода в полости матки или фаллопиевых трубах путем технологического вмешательства в процесс его развития или в среду его обитания, создающего условия, несовместимые с жизнью. Современные контрацептивные (противозачаточные) технологии в большинстве своем являются раннеабортивными технологиями или содержат наряду с противозачаточными также раннеабортивные факторы воздействия.
Нравственно-богословский аспект. Церковь всегда учила и учит, что «человеческая жизнь с момента зачатия должна пользоваться уважением и защитой в абсолютной мере. С первого момента его существования за человеком должны быть признаны все права личности, среди которых — неотчуждаемое право каждого человеческого существа на жизнь» (CIC 2270; ср. Иер 1, 5; Пс 139, 15). Поэтому преднамеренный А. всегда считался одним из тягчайших грехов.
В нравственно-богосл. оценке прерывания беременности различают: а) самопроизвольный А., являющийся несчастным случаем, даже если он возник вследствие врачебного вмешательства с целью спасения здоровья и жизни женщины; смерть ребенка в этом случае является не преднамеренной, а объективно неизбежной, а потому не влечет за собой нравственной ответственности; б) преднамеренный А. — сознательное лишение жизни человеч. существа, т.е. убийство. Уже в ранней Церкви преднамеренный А. рассматривался как убийство. Эльвирский (306), Анкирский (314) и Трулльский (692) соборы отлучали от Церкви виновных в совершении А., а на раскаявшихся налагали многолетнее покаяние. Не изменилась позиция Церкви и в последующие столетия. В XIX и XX вв. традиционное отношение Католической Церкви к А. выразили папы Пий IX (AAS 7, 285–287, 460–462, 516–519), Лев XIII (AAS 17, 556; 22, 784; 35, 162), Пий XI (Casti connubii), Пий XII (AAS 43, 784–794, 838–840), Павел VI (Humanae vitae) и Иоанн Павел II (Evangelium vitae). В документах II Ватиканского собора А. и детоубийство названы «отвратительными преступлениями» (GS 51). Проблеме А. посвящены также два документа Конгрегации вероучения (декларация De abortu procurato, 1974 и инструкция Donum vitae, 1988).
Церковно-канонический аспект. Преднамеренный А. является преступлением против человеч. жизни. Церковь по отношению к этому преступлению применяет каноническое наказание отлучения (экскоммуникация). «Тот, кто совершает А., подлежит отлучению latae sententiae», т.е. автоматически (CIC 1398; CCEO 1450 § 2). Участие в совершении А. является препятствием для принятия священства (CIC 1041 § 4; CCEO 762 § 4) и совершения священнического служения (CIC 1044 § 3; CCEO 763 § 2). Снять предусмотренные ККП наказания за грех А. может лишь правящий епископ. Освободить от препятствия, предусмотренного каноном 1041 § 4, может только Апост. Престол.
Вину за преднамеренный А., по нормам канонического права Католической Церкви, несет: 1) отец ребенка, не желающий нести ответственность за свое репродуктивное поведение, не обеспечивший матери надлежащих условий и заботы, не сумевший создать атмосферу, дающую матери и ребенку реальную защищенность в любых условиях; 2) мать, применяющая различные внутр. и внеш. средства с целью удаления плода, либо идущая на процедуры, совершаемые третьим лицом с той же целью; 3) каждый, кто советует, учит, принуждает женщину употреблять средства, ведущие к преднамеренному А., а также распространяет и предлагает такие средства или сознательно выполняет действия, ведущие к преднамеренному А.
Не совершает преступления: 1) выполняющий действия, которые могут привести к преднамеренному А., но не преследующий такой цели; 2) пассивный свидетель, не имеющий возможности вмешаться, либо ассистирующий при преднамеренном А. по чьему-либо принуждению. От отлучения освобождает неустранимое неведение (invincibilis ignorantia) нравственно-богосл. и церковно-канон. правового предписания и грозящей санкции.
Государственно-правовой аспект. В рим. праве преднамеренный А. был запрещен и трактовался наравне с убийством. В ср.-век. Европе уничтожение плода считалось одним из тягчайших преступлений и практически повсеместно каралось смертной казнью; после Французской революции казнь во Франции была заменена 20-летним тюремным заключением. В 1944 А. были разрешены в Швеции; в 1955–57 их легализовали во всех социалистических странах. А. легализованы в Великобритании (1967), США (1973), Франции (1975), Италии (1981). В Польше (согласно закону 1993) А. может быть сделан в следующих ситуациях: 1) угроза для здоровья или жизни матери или тяжелая, неустранимая патология в развитии зачатого ребенка; 2) изнасилование или инцест.
А. в России. Первым гос-вом, отменившим ответственность за А. (1920), была Сов. Россия. В дореволюционной России А. были запрещены. Совместным постановлением Наркомздрава и Наркомюста от 18.11.1920 А. стали легальными, бесплатными и неограниченными. Однако уже с 1924 органы здравоохранения стали создавать специальные «абортные комиссии» и начали вводить разного рода ограничения. 27.06.1936 было издано постановление ЦИК и СНК СССР О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многодетным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах, разрешавшее производить А. только по медицинским показаниям. 23.11.1955 был издан Указ Президиума Верховного совета СССР Об отмене запрещения абортов, позволявший женщине совершать А. по желанию, при сроке беременности до 12 недель и только в больничных условиях. Рамки легальности А. были радикально расширены в 1987, когда Минздравом СССР был издан приказ № 1342 о прерывании беременности по социальным показаниям; в 1996 правительством РФ был увеличен перечень медицинских показаний, который значительно расширил право на А. Открытая в эпоху гласности офиц. статистика по А. показала, что в СССР был самый высокий в мире показатель числа А. К 1996 в РФ по офиц. статистике число А. снизилось на 25%. Однако большинство ранних А. в наст. время не регистрируются.
Противодействие А. в мире. Со времени легализации А. в разных странах возникали общественные движения против них. Широко известны такие организации, как Human Life International, Right to Life и др. Наиболее активную борьбу против А. в России ведет правосл. медико-просветительский центр «Жизнь» (Москва).
Лит-ра: Уилк Дж., Уилк Б. Аборт — вопросы и ответы. М., 1994; Пултавска В. Влияние прерывания беременности на психику женщины // XVIII Международный конгресс семьи. Б.–Варшава–М., 1995, с. 256–283; Введение в биоэтику. М., 1998; Noonan J.T. The Morality of Abortion: Legal and Historical Perspectives. C., 1970; Connery J. Abortion: The Development of the Roman Catholic Perspective. Chicago, 1977; United Nations. Population Division of United Nations Secretariat «World’s Abortion Policies 1999».

А. Доброер, Г. Масленникова

Католическая энциклопедия. . 2011.


Синонимы:
    выкидыш, прекращение, самоаборт, чистка


Просмотров: 1652
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Дерево жизни
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЖИЗНИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
  • Или, Или. лама савахфани
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Катехизис католической церкви
  • Качество жизни (quality of life)
  • логические исследования в россии и ссср
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Православная Церковь Божией Матери Державная (Богородичный Центр, Российская Марианская Церковь, Церковь Божией Матери Преображающейся)
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Развитие на протяжении жизни (life-span development)
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФИЛОСОФИЯ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
  • цели человеческой жизни
  • Церковные степени и должности в Римско-католической церкви



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь