Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
тхеравадатхеравада (пали). — Самая ранняя школа в буддизме, к-рую образовали наиб. фанатичные последователи Будды сразу после его смерти. Они стремились сохранить в памяти каждое слово, каждый жест и каждый эпизод из жизни учителя. Именно поэтому тхеравадины придают такое значение переодич. собраниям ученых-монахов — сангити, участники к-рых вновь и вновь восстанавливают жизнь и учение Будды. Последнее сангити было проведено в 1954-1956 в г. Мандалае (Бирма). Школа тхеравадинов была монаш. орг-цией, зависящей от мирян, но не ориентированной на них. Достижение просветления мыслилось как буквальное следование образу жизни Гаутамы и его практике медитации. Тхеравадины считают Будду земным существом, достигшим просветления благодаря своим уникальным способностям через 550 перерождений: след., согласно Т., Будда появляется среди людей через каждые 5 тыс. лет. Для них он — учитель, знания к-рого зафиксированы в палийском каноне (см. Типитака) и объяснены в многочисл. комментаторской лит-ре. Тхеравадины с самого начала нетерпимо относились к малейшим отступлениям от принятых ими дисциплинарных правил монашеской общины и от ортодоксального истолкования образа жизни и поступков Будды и вели постоянную борьбу с инакомыслящими. На третьем сангити (сер. 5 в. до н. э.) при царе Ашоке Т. разделилась на 3 большие группы: ватсипутрия, сарвастивада и вибхаджаявада — последнюю группу составили наиб. ортодоксальные тхеравадины, к-рые спустя 100 лет утвердились на Шри-Ланке, ставшей впоследствии оплотом Т. В наст. вр. буддизм толка Т. распространен в Шри-Ланке, Мьянме (Бирме), Таиланде, Лаосе, Камбодже, частично в Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Малайзии, Непале. В каждой из этих стран вследствие взаимодействия Т. с местными культурно-религ. традициями сложились национальные формы буддизма Т. Специфика буддизма на Шри-Ланке, исповедуемого осн. его населением — сингалами, выражается прежде всего в том. что сведения мифологич., легенд., историч., характера, содержащиеся в историч. хрониках Дипаванса и Махаванса, как бы проецируют др.-инд. картину буддизма на Ланку, в т. ч. утверждения о неоднократном пребывании там царевича Гаутамы. В результате этого здесь твердо установилась версия о том, что о-в и был родиной буддизма. И в наши дни тысячи паломников посещают 16 наиб. почитаемых мест, в числе к-рых: Махиянгана раджа маха вихара (р-н Бадуллы), якобы построенная при жизни Будды, когдa он впервые посетил остров; дерево Шри Махабодхи, под к-рым Будда достиг просветления; Келания раджа маха вихара (район Коломбо), где стоит драгоценный трон, на к-ром восседал Будда во время проповедей; Кири вихара при храме Катарагама (р-н Монарагала), где находится золотое сиденье Будды и меч, к-рым он срезал свои волосы; пещера Диваха Гухава и Дигхавапи раджа маха вихара (р-н Ампарай), где Будда останавливался на время сезона дождей, и др. места, где Будда пребывал в медитации или где хранятся его реликвии: локон, ключица, волосы бровей, зуб, пепел от Будды, отпечаток его ноги и др. В сингальском буддизме подчеркивается магич. сила будд. реликвий, защищающих о-в от злых сил и привлекающих добрые божества на Ланку. Поэтому обряды поклонения этим божествам тесно увязаны с магич. практикой в буддизме. Характерным примером является кандийская перахера, состоящая из 5 шествий, посвященных Зубу Будды, богам Натха, Вишну, Катарагама (Скандха) и богине Паттини. Сингальские хроники всегда достаточно эффективно воздействовали на поступки правителей ланкийских гос-в и побуждали сангху вмешиваться в политику. В Бирме и Таиланде об идеологич. влиянии буддизма на массовое сознание верующих можно говорить лишь с нач. 2 тысячелетия н. э., когда на терр. зап. Индокитая стали складываться крупные бирм. и тайские гос-ва, нуждавшиеся в разработанной идеологии. Вероятно, это была одна из причин, побуждавшая правителей Пагана, Чиенгсена, Сукхотая, Аютии и др. молодых гос-в заполучить палийский канон в его полном объеме, к-рый, согл. молве, имелся в прибрежных монских городах-гос-вах. Фрагменты борьбы за палийский канон отражены в историч. хрониках многих гос-в. Огромный массив канонич. литры на пали, хлынувший в страны Юго-Вост. Азии, особенно после установления тесных контактов с гос-вами Ланки, оказал глубокое воздействие на мн. сферы обществ. сознания народов Бирмы, Таиланда, Лаоса и Камбоджи: на устно-поэтическое творчество, лит-ру, искусство, право, философию, архитектуру, политич. воззрения и т. д. Однако в силу историко-культурных различий и религ. верований у бирманцев, таи и кхмеров, а также иных социально-политич. условий развития буддизм Т. приобрел национальную специфику и в странах Юго-Вост. Азии. В Бирме традиционные бирм. верования в духов-нагов были легко инкорпорированы в будд. культ., т. к. и в канонич. текстах наги (в инд. мифологии — нага, наги — змеи) высоко почитаются, поскольку царь нагов укрыл Будду своим капюшоном. Следствием слияния народных и будд. верований было и то, что бирманцы придавали особое значение магич. ритуальным действиям, в связи с чем и будд. медитация приобрела в Бирме иное содержание, чем в Шри-Ланке и Таиланде: в филос. плане через медитацию осознается содержание высшей истины (абхидхармы) (бирм. монахи считаются знатоками абхидхармич. лит-ры, их авторитет в этой области признается даже сингальскими монахами); в практич. жизни мн. бирманские монахи пытаются с помощью медитации получить сверхъестеств. способности, что не противоречит учению буддизма. В ряде разделов Сутта-питаки (см. Типитака) содержатся описания шести видов «высшей власти», позволяющих летать по воздуху, ходить по воде, подниматься и спускаться на любые уровни существования, расчленять материю на первоэлементы, предвидеть будущее и т. д., но сам Будда осуждал демонстрацию таких сверхъестеств. способностей, поэтому в др. странах южн. буддизма использование медитации в этих целях пресекается. В свою очередь, практика бирм. медитации порождает всевозможные суеверия и слухи, что ведет к появлению мессианских настроений среди верующих и т. д. Др. отличит. чертой бирм. буддизма являются представления о прямой преемственности его учения от миссионеров императора Ашоки. Эти утверждения базируются на текстах палийского канона и эдиктах Ашоки. Поэтому бирманцы начиная со 2 тысячелетия н. э. ориентируются не только на Ланку как хранилище палийского канона и будд.реликвий, но и на юго-вост. гос-ва Индии. Бирм. монахи считают твердынями южн. буддизма в равной степени Шри-Ланку и Бирму, где последней принадлежит право на хранение и толкование «высшей истины», а Таиланд — страной примитивного буддизма. В политич. плане бирм. сангха слабо поддается централизации и контролю, ибо отдельные будд. общины регулярно замыкаются на своей религ. практике, содействуя тем самым разобщению бирманских деревень и появлению локальных религ. движений. Правители же тайских гос-в, как и создаваемые тхеравадинские общины, ориентировались преимущественно на Ланку и признавали приоритет ланкийского буддизма. Крупнейший историк Таиланда принц Дамронг (1862-1943) в своих исследованиях тайского буддизма отмечал вторичность мн. важнейших культовых сооружений в Таиланде, большинство к-рых были копиями или подражаниями ланкийских прототипов. Специфика тайского буддизма хорошо прослеживается в практике получения религ. заслуг. Если в Шри-Ланке накопление заслуг происходит преимущественно через участие в религ. церемониях и шествиях, а также путем паломничества к св. местам, то в Таиланде подчеркивается приоритет повседневных контактов с сангхой, размеренного образа жизни, согласованного с правилами будд. поведения. Поэтому для таи не свойственна экзальтированность сигналов в периоды религ. празднеств. Возможно, эта особенность тайского буддизма порождает относительную инертность верующих по отношению к соц.-политич. событиям в стране. В части., верующие сельских районов Таиланда знают будд. проповеди об обязанностях мирянина и домовладельца, хотя нередко имеют смутное представление о жизни Будды и об учении буддизма в целом — В. И. Корнев Буддизм. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Буддизм Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|