СКЕПТИЦИЗМ


СКЕПТИЦИЗМ
    СКЕПТИЦИЗМ (от греч. ?????????, «рассматриваю», «исследую», ??????, исследование), одно из влиятельных направлений в античной философии в период с 3 в. до н. э. по 3 в. н. э. Традиционно историю скептицизма представляют разделенной на два течения: пирронизм (см. Пиррон) и академический скептицизм (см. Академия). Самоназвание «скептики» (?? ?????????) было принято представителями пирронизма; представители других школ называют их также «эфектиками» (?? ????????? - от ?????, воздерживаюсь [от суждения], отсюда «эпохе», - D. L. IX 70; Amm. In Cat. 2, 8 слл., Simpl. In Cat. 4, 4-5); «зететиками», «апоретиками» (см. Секст Эмпирик, Pyrrh. I 7, параграф «О названиях скептического образа мысли»). Приверженцы эллинистической Академии - «академики».
    Представители античного скептицизма: Пиррон из Элиды и Тимон из Флиунта академики: Аркесилай, Лакид, Карнеад, Клитомах, Филон из Ларисы и др. Начиная с 1 в. до н. э. скептицизм представлен пирронизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик и др.), возникшем как реакция на возобновление в афинской Академии при Антиохе Аскалонском догматического учения в духе Платона и Аристотеля; многие его представители совмещали скептические принципы в философии и практическую медицину (6 из 8 названных Диогеном Лаэртием пирронистов после Энесидема — практикующие врачи-«эмпирики», D. L. IX 116); в поздний период сохранялся интерес к скепсису в среде интеллектуалов второй софистики (Фаворин из Арелаты, Александр из Дамаска).
    Неопирронизм, порвав с Академией, не имел своей школьной институции; однако его приверженцы считали себя новой философской школой (???????) по сравнению с традиционными, поскольку были сторонниками определенного образа мысли (?????) со своим способом описания явлений, хотя не связывали себя школьной догматикой (ср. Sext. Pyrrh. I 16).
    Источники по истории античного скептицизма весьма ограниченны: Пиррон, Аркесилай, Лакид и Карнеад не оставили письменных сочинений, философское наследие их последователей известно фрагментарно по позднейшим изложениям, из которых важны: ряд сочинений Цицерона («Академика», «О природе богов» и др.); «Три книги Пирроновых положений» (важнейший источник) и «Против ученых» Секста Эмпирика; «Список академиков» Филодема из Гадары (см. по изд.: IAHerc); разделы доксогра-фического компендия Диогена Лаэртия (D. L. IV 28-67; IX 61-116); цитаты из истории Аристокла из Мессены, посвященные Пиррону и скептикам у Евсевия Кесарийского (Рг. ??. XIV 18, 1-4; 18, 5-30), а также полемическое сочинение Августина «Против академиков».
    Пиррон. Устное учение Пиррона (ок. 365-275 до н. э.) получило известность благодаря Тимону из Флиунта (ок. 315-225 до н. э ), автору поэм «Силлы» и «Образы». Согласно Тимону, Пиррон выдвинул три вопроса о возможности познания, предпосылая их поиску ответа на вопрос о счастливой жизни: каковы вещи по природе? как мы должны к ним относиться? что для нас из этого проистекает? - и отвечая на них пришел к провозглашению атараксии (невозмутимости) как искомому идеалу счастья: вещи по природе безразличны, мы не можем иметь о них определенное мнение, но можем лишь говорить: «не более да, чем нет, или и да и нет, или ни да ни нет» (Eus. Pr. ??. XIV 18, 2-5), такой метод ведет к безмолвию (афасии) и затем - к невозмутимости. Учение Пиррона было сосредоточено на этической проблематике, в этом его отличие от поздних версий скептицизма, основное внимание уделявших рассмотрению логико-гносеологических вопросов.
    Академия. «Скептический» период в истории Академии продолжался с 270 до н. э. (при Аркесилае) по 85 до н. э. (конец схолархата Филона из Ларисы). В «Списке академиков» Филодема (IAHerc. XXI 37-42) представлено членение Академии на «Среднюю» (с Аркесилая) и «Новую» (с Лакида, ср. D. L. 114; 119; IV 59); по другим источникам, «Новую» следует начинать с Карнеада (Sext. Pyrrh. I 220; ср. Clem. Strom. I 64, 1). Согласно Клименту, круг Филона и Хармида составил «Четвертую Академию» (Pyrrh. I 220, ср. 235). В этот период особое внимание в учебной практике уделялось аргументации за и против одного и того же тезиса («исостения», признание равной достоверности противоположных суждений), восходящей к софистическому искусству спора (эристике). Академический скепсис был нацелен на опровержение стоицизма и демонстрацию самопротиворечивости постулатов о «схватывающем представлении», «согласии» и др. Критерий истины в теории (отказ от признания которого приводил к «эпохе») имел практический коррелят - «вероятное», «убедительное», составлявшее основу практического действия.
    Пирронизм. Провозгласив Пиррона родоначальником скептицизма, скептики 1 в. до н. э. возобновили и его учение об атараксии. Согласно изложению Секста, скептик отказывается от догматических суждений и говорит осторожно: «не более», «пожалуй», «ничего не определяю», Pyrrh. I 187-209; отсюда - эпохе и далее - атараксия (I 1-30). Известны тропы (аргументы) скептиков в пользу эпохе (см. 10 тропов Энесидема и 5 тропов Агриппы - I 31-186), указывающие как на различие представлений у разных субъектов восприятия (у разных живых существ, разных людей и даже у одного человека в разных состояниях, на ограниченность отдельных чувств), так и на особенности восприятия предмета (зависящие от среды и удаленности в пространстве; от массы и объема; от обычности или необычности и пр.). Скептицизм, демонстрируя, что содержание мысли о предмете никогда не совпадает с содержанием явления, отказывается от догматический высказываний, не ставя вопрос о бытии вещей, не отрицая внешнего мира, что также было бы необоснованной догмой.
    Лит.: Weische A. Cicero und die Neue Akademie: Untersuchungen zur Entstehung und Geschichte des antiken Skeptizismus. Munst, 1961; Doty R. Early Academic Critique of the Stoic Criterion of Truth. N. Y., 1973; Lo Scetticismo Antico: Atti del Convegno Organizzato dal Centro di Studio del Pensiero Antico del C. N. R. A cura di G. Giannantoni. Nap., 1981 ; The Skeptical Tradition. Ed. by M. Burnyeat. Berk.; 1983; Caizzi К D. Pirroniani ed Accademici nel III secolo a. C, - ENTRETIENS 32. Aspects de la Philosophie Hellenistique. Prep, par H. Flashar et О. Gigon. Vandv.; Gen., 1986, p. 147-184; Barnes J. The Toils of Scepticism. Camb., 1990; Le Scepticisme Antique: Perspectives Historiques et Systematiques (Actes du Colloque International sur le Scepticisme Antique, Universite de Lausanne). Ed. A.-J. Voelke. P., 1990; Amico R. The Problem of the Criterion. Lanham, 1993; Bonazzi M. Academici e Platonici. II dibattito antico sullo scetticismo di Platone. Mil., 2003.
    Библ.: Ferraria L., Santese G. Bibliographia sullo scetticismo antico, 1880—1978, -Lo Scetticismo Antico... A cura di G. Giannantoni. T. II. Nap., 1981, p. 753-850; Carrier R. Bibliography of Skepticism in the Ancient World (1999), - интернет-ресурс: www.infidels. org/library/modern/richardcarrier/gen.html.
    M. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Синонимы:
    маловерие, недоверие, недоверчивость, нигилизм, пирронизм, подозрительность, скепсис, скептичность


Просмотров: 1177
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Конференция Для Священнослужителей Разных Вероисповеданий
  • ПИРРОН
  • ПИРРОН
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • Рефракторный период (период невозбудимости)
  • СЕКСТ ЭМПИРИК
  • СЕКСТ ЭМПИРИК
  • СЕКСТ ЭМПИРИК
  • СЕКСТ ЭМПИРИК
  • СКЕПТИЦИЗМ
  • СКЕПТИЦИЗМ
  • СКЕПТИЦИЗМ
  • СКЕПТИЦИЗМ
  • СКЕПТИЦИЗМ
  • СКЕПТИЦИЗМ ОРГАНИЗОВАННЫЙ
  • Скептицизм
  • Средства общения народов разных государств
  • Средства общения народов разных государств
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • ЭПОХЕ
  • ЭПОХЕ
  • скептицизм



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь