ОРИГЕН Платоник


ОРИГЕН Платоник
    ОРИГЕН (????????) Платоник (сер. 3 в. н. э.), ученик Аммония Саккаса. Согласно «Жизни Плотина» Порфирия (V. Plot. 3, 24-32 Henry-Schwyzer), ученики Аммония О., Плотин и Геренний договорились не разглашать доктрины учителя, но О. все же написал два сочинения: «О демонах» (???? ??? ????????) и «О том, что Царь — единственный Творец» (??? ????? ??????? ? ????????), последнее в правление имп. Галлиена (253—268). Порфирий также упоминает, что, когда О. посетил урок Плотина, тот смутился и прекратил занятие, заявив, что О. уже знает то, о чем он собирается говорить (Ibid. 14, 20-25).
    Кроме Порфирия о платонике О. упоминают Евнапий, Немесий Эмес-ский, Прокл и Фотий (всего 17 фрагментов - см. Weber 1962). Прокл характеризует О. как соученика Плотина и одного из тех толкователей Платона, которые считают первоначалом Ум, а не Единое (Th. Plat. 2, 4 (vol. 2, p. 31, 2-22 Diehl). Название трактата О. «О том, что Царь - единственный Творец», по-видимому, если только речь не идет о панегирике Галлиену, указывает на критику того различения высшего первоначала («Царя» -выражение из Plat. Epist. Il 312e) и демиурга, которое проявилось уже у Нумения (Numen. fr. 12 Des Places = Eus. Pr. Ev. XI 18), a затем и в плоти-новской концепции абсолютно трансцендентного Единого (напр., Епп. V 1, 8. 1-10). Т. обр., О., скорее всего, считал именно Ум как первоначалом, так и демиургом. В другом месте Прокл описывает дискуссию между О. и Лонгином по поводу Plat. Tim. 19d, где отрицается, что поэты способны «прочесть подобающее похвальное слово мужам и государству». По мнению О., которое он защищал в течение трех дней, «крича, краснея и обливаясь потом», это высказывание Платона не относится к Гомеру, чьи произведения весьма полезны для воспитания гражданских добродетелей (Procl. In Tim. I 63-64 Diehl).
    В научной литературе обсуждается вопрос о возможном тождестве О.-платоника и О.-христианина (см. Ориген Александрийский), который, согласно Порфирию (ар. Eus. Hist. Eccl. VI 19, 6-7), был «воспитан как эллин в эллинских учениях» (вопреки Евсевию, Hist. Eccl. VI 2, 7-11; 19, 9-10) и тоже учился у некоего Аммония. Предлагаются три варианта решения этой проблемы: 1) Порфирий и в данном случае, и в «Жизни Плотина» имеет в виду О.-христианина, который учился у Аммония Саккаса; 2) речь идет о двух разных Оригенах, христианине и платонике, которые оба учились у Аммония Саккаса; 3) О.-платоник учился у Аммония Саккаса, а О.-христианин - у некоего Аммония-христианина (Hist. Eccl. VI 19, 9-10). Против отождествления двух Оригенов говорит то, что О.-христианин написал огромный корпус сочинений, а О.-платоник, согласно Порфирию, написал всего два сочинения, и по утверждению Лонгина, которое цитирует Порфирий, был не склонен к литературной записи своих учений (ар. V. Plot. 20, 36^7). Кроме того, О.-христианин примерно на 20 лет старше Плотина, и они вряд ли могли быть знакомы, т. к. О.-христианин уехал из Александрии ок. 232, когда Плотин только начал учиться у Аммония. Чтобы посетить занятие Плотина, О.-христианин должен был приехать в Рим не ранее 244, о чем ничего неизвестно, а чтобы написать трактат при имп. Галлиене, он не должен был умереть еще при имп. Галле (251-253), согласно Евсевию, Hist. Eccl. VII 1,1.
    Лит.: Weber К. О. Origenes der Neuplatoniker. Munch., 1962; Theiler W. Ammonios, der Lehrer des Origenes, - Forschungen zum Neuplatonismus. В., 1966, S. 1-45; Dorne H. Ammonios, der Lehrer Plotins, - Idem. Platonica minora. Munch., 1976, S. 324-360; Idem. Der Konig. Ein platonisches Schlusselwort, von Plotin mit neuem Sinn erfullt, - Ibid., S. 390-405; Goulet R. Porphyre, Ammonius, les deux Origenes et les autres... - RHPhR 57, 1977, p. 471-496; Schroeder F M. Ammonius Saccas, - ANRW II 36, 1, 1987, p. 493-596; Edwards M. Ammonius, teacher of Origen, - JEH44, 2, 1993, p. 169-182.
    За тождество О.-платоника и О.-христианина высказываются: Crouzel H. Origene et Plotin, eleves d'Ammonius Saccas, - BLE 57, 1956, p. 193-214; Idem. Notes critiques sur Origene (I), - BLE 59, 1958, p. 3-7; Kettler F. H. War Origenes Schuler des Ammonios Sakkas? - Epektasis. Melanges offerts a J. Danielou. P., 1972, p. 327-334; Idem. Origenes, Ammonios Sakkas und Porphyrios, - Kerygma und Logos. Festschrift fur C. Andresen. Gott., 1979, S. 322-328; Beatrice P. F. Porphyry's Judgement on Origen - Daly R. J. (ed.) Origeniana Quinta. Leuven, 1992, p. 351-367.
    A. В. СЕРЕГИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Просмотров: 882
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • Idem per idem
  • Брань христианина с врагами спасения
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Кроме
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • ОДИССЕЙ 04 ЖЕНИХИ ГОТОВЯТ ГИБЕЛЬ ТЕЛЕМАХУ, КОГДА ОН ВЕРНЕТСЯ НА ИТАКУ
  • ОРИГЕН
  • ОРИГЕН
  • ОРИГЕН Александрийский
  • Ориген
  • ПЛОТИН
  • ПОРФИРИЙ
  • ПОРФИРИЙ
  • ПРОКЛ
  • ПРОКЛ
  • ПРОКЛ
  • ПРОКЛ ПО ПРОЗВИЩУ ДИАДОХ
  • Порфирий
  • Порфирий
  • Прокл
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • Христианин
  • сознания школа только
  • сочинения, светоч истины распространяющие
  • школа только сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь