|
АММОНИЙ САККАСАММОНИЙ САККАС АММОНИЙ САККАС (???????? ??????) (ум. после 242 н. э.), философ-платоник, учитель Плотина. По происхождению, возможно, египтянин («Аммоний» - одно из самых распространенных имен в Египте). Нельзя определенно сказать, откуда берет начало традиция, приписывающая А. прозвище Саккас, т. е: «мешочник» (Аммиан Марцеллин: Saccas Ammonius, Plotini magister; Феодорит, Суда: ?????? Зонара: ??????). По предположению Goulet 1989, Феодорит, сообщающий, что А. жил при имп. Коммоде, т. е. между 180 и 192 (Graec. off. cur. VI, 60,9-61,1) спутал жившего при имп. Коммоде мученика Аполлония Саккеаса (???????) с ?., учителем Оригена и Плотина (как замечает сам Гуле, «эта гипотеза, разумеется, не может быть подтверждена»). Согласно свидетельству Порфирия, Плотин после долгих поисков преподавателя философии обрел наставника в А. Александрийском (V. Plot. 3, 13: «вот кого я искал»). Возможно, не без влияния А. Плотин отправился на Восток за мудростью персов и индийцев (Ibid., 13-17). Обосновавшись в Риме, Плотин долгое время ничего не писал, а свои устные занятия вел на основе уроков А. (3, 33-34). Согласно тому же источнику, в одно время с Плотином у А. учились Геренний и Ориген-платоник, причем все трое уговорились не разглашать учение А. (3, 24-30). Учениками А. были также афинский платоник Лонгин (20, 36-39) и Олимпий (10, 1-6). Об учении ?., который не оставил письменных сочинений, можно строить лишь догадки. В научной литературе предпринимались попытки реконструировать учение А. и выявить в нем элементы среднеплатонической доктрины и пифагореизма, которые в целом нельзя признать успешными. В. Таил ер, исходя из того, что Ориген-христианин, автор «О началах», был учеником ?., пытается показать, что этому последнему платонизм был знаком только в среднеплатоническом варианте, откуда он делал вывод о том, что ?., учитель Оригена, был средним платоником. Анализ В. Тайлера был подвергнут критике Х.-Р. Швицером (см. библ.). Известна выдержка из сочинения Порфирия «Против христиан» у Евсевия (fr. 39.1-46 Harnack = Eus. Hist. Eccl. VI 19, 2 слл.) в разделе, посвященном апологии Оригена-христианина. Евсевий хочет показать, что Ориген пользовался уважением среди современных ему философов, причем даже такой враг христиан, как Порфирий (который жил на Сицилии в одно время с Евсевием), отмечал его аскетический образ жизни и ученость. Согласно этому тексту, А. был воспитан в христианской семье, но войдя в разум и приобщившись философии, тотчас стал жить «согласно законам», т. е. как язычник. Порфирий или, скорее, передающий его Евсевий явно путают двух Оригенов, и как соотнести данные сведения с ?., учителем Плотина, сказать трудно. X. Дерри (1955) на основе анализа некоторых пассажей Плотина ярко, но совершенно неубедительно проводит мысль о том, что А. был пифагорейцем. К сожалению, необходимо признать, что у нас нет решительно никаких оснований восстановить учение А. Лит.: DorriH. Ammonius, der Lehrer Plotins,- Hermes 83,1955, S. 439-478 (=Platonica minora. Munch., 1976, S. 324-360); Theiler W. Ammonios, der Lehrer des Origenes, - Forschungen zum Neuplatonismus. В., 1966, S. 1-45; Schwyzer H.-R. Ammonius Sakkas, der Lehrer Plotins. Opladen, 1983; Schroder F. M. Ammonius Sakkas, - ANRW II, 36, 1, 1987, p. 493-526; Goulet R. Ammonios dit Saccas, -DPhA I, 1989, p. 165-168. Ю. А. ШИЧАЛИН Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин. 2008. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|