ДАМОН


ДАМОН
    ДАМОН (?????) (сер. 5 в. до н. э.), др.-греч. софист и музыкальный теоретик, советник Перикла. Д., сын Дамонида, родился в Афинах, в деме Ойа. Учился музыке у Агафокла, его ученика Лампрокла и пифагорейца Пифоклида, создателя «возвышенно-строгой музыки» (Plat. Lach. 180d, Schol. Ale. 118c, Plut. Per. 4, 2.1). Среди учеников Д. называют Сократа (D. L. II 19), музыканта Драконта (Olymp.V. Plat. 2), Перикла (Plut. Per. 4, 2). Будучи советником последнего, оказывал влияние на политическую жизнь Афин, в частности, по его инициативе было введено жалованье для судей (Arist. Ath. pol. 27.4, Plut. Per. 9, 2). По общепринятому мнению, увлечение музыкой служило Д. прикрытием для политической и философской деятельности в духе софистов (Plut. Per. 4, Isoer. Antid., 235). На близость Д. Продику указывает Платон в «Лахете» (197d), a в «Протагоре» (316d-e), не называя имени, причисляет его к софистам. В 443 или 442 (см. Wallace 2004, р. 252) был подвергнут остракизму по обвинению в чрезмерной амбициозности и симпатиях к тирании (Plut. Per. 4: ????????????? ??? ????????????). Вернувшись в Афины через 10 лет, восстановил влияние на Перикла. Скончался не позднее 415 года (Delattre 1994, р. 604).
    Учение Д. реконструировано на основе немногочисленных упоминаний античных авторов о его несохранившейся речи к членам афинского Ареопага (?????????????), в которой вопросы музыкальной теории и воспитания рассматриваются в тесной связи с этическими и политическими проблемами (см. Lasserre 1954, р. 55-69; Ryffel 1947). Признавая вслед за софистами, что добродетели можно научить, Д. в отличие от них главным средством достижения этой цели считал музыку. По свидетельству Аристида Квинтилиана, «мысль о том, что звуки непрерывной мелодии вследствие подобия формируют еще не существующий этос и у детей, и у взрослых или выводят наружу спрятанный в глубине, высказывали Дамон и его последователи». Он также упоминает некие «дамоновские лады», которые различались преобладанием в них мужских или женских звуков или отсутствием того или другого вида звуков (Aristid. Quint. 2, 14).
    Д. впервые предпринял теоретическое обоснование воспитательных эффектов музыки, систематизировав взгляды своих предшественников. При этом в отличие от пифагорейцев, влияние которых на формирование дамоновского учения об этосе очевидно, несмотря на отсутствие указаний в античных источниках на его принадлежность этой школе, он основывался не на умозрительных рассуждениях о числовых пропорциях, а на живом восприятии музыки. По Д., существует необходимая взаимосвязь между движениями души и возникновением музыки и танцев, которой обусловлено воздействие мусического искусства на нравственный характер (этос) человека; действие различных мелодий и ритмов неодинаково: «свободные и прекрасные песни и танцы порождают подобный вид души и наоборот» (Athen. 628с). Отсюда выводилась необходимость селекции музыкальных ладов, ритмов и инструментов. В «Государстве» Сократ сообщает, что Д. «называл и ямб, и какую-то другую стопу - кажется, трохей, где сочетаются долготы и краткости. В некоторых случаях его порицание или похвала касались темпов не менее, чем самих ритмов» (Resp. Ill, 400а). Одновременно подчеркивалась социально-политическая значимость музыки: «не бывает потрясений в стилях музыки без потрясения важнейших политических законов» (Resp. 424с). Согласно Олимпиодору, Д. познакомил Перикла с песнопениями, с помощью которых тот устанавливал гармонию в государстве (In Ale. 138, 4-11 Westerink). Оказал большое влияние на Платона, но их взгляды по целому ряду вопросов расходятся. В частности, в отличие от Д., который считал, что «поющему и играющему на кифаре ребенку подобает выказывать не только мужество и целомудрие, но и справедливость» (Philod. De mus. 3, 77, 13-17, p. 55 Kemke), y Платона нет указаний на связь музыки со справедливостью; Платон не наделял этосом отдельные звуки и не дифференцировал их по принципу «мужской—женский», но различал таким образом только лады; в «Государстве» Платон запрещает гиполидий-ский лад, изобретение которого приписывается Д. ([Plut]. De mus. 16) (см. Anderson 1955).
    Взгляды последователей Д., т. н. гармоников, подверглись резкой критике эпикурейцем Филодемом, который решительно оспаривает всякую связь между музыкой и характером человека - основанную на предполагаемом сходстве между ними или на подражании; Филодем высказывает сомнение в том, что Д. действительно произнес перед членами афинского Ареопага речь подобного содержания (De mus. 4, 34). Еще ранее (4 в. до н. э.) с развенчанием воззрений гармоников выступил неизвестный автор Хибех-папируса (Grenfell В. Р, Hunt A. S. The Hibeh Papyri I. L., 1906).
    Фрагм.: DK I, 418-420, fr. Al-8, Bl-10; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 418-420.
    Лит.: Bucheier ? О1ттер ??????, - ДШ40, 1885, S. 309-312; RyffelH. Eukosmia. Ein Beitrag zur Wiederherstellung des «Areopagitikos» des Damons, - MusHelv 4, 1947, S. 23-38; Lasserre F. L'Education musicale dans la Grece antique. Appendice au chap. VI: Damon d'Athenes, in: Plutarque. De la musique. Texte, trad., comm. par F. Lasserre. Olten; Lausanne, 1954, p. 74-79; Raubitschek A. E. Damon, - ClassMed 16, 1955, p. 78-83; Anderson W. D. The Importance of Damonian Theory in Plato's Thought, - ТАРА 86, 1955, p. 82-102; Idem. Ethos and education in Greek music. The evidence of poetry and philosophy. Camb.(Mass.); L., 1966 (repr. 1968), p. 39^2, 74-82; Moutsopoulos E. La musique dans l'oevre de Platon. P., 1959 (19892), p. 57-80; John H. Das musikerzieherische Wirken Pythagoras' und Damons. Ein Beitrag zur Ethoslehre der Griechen, -Altertum 8, 1962, p. 67-72; Ziegler K. Damon (2), - KP I, 1964, S. 1376; Cassio А. С Laso e Damone sofisti e novatori, - PPass 26, 1971, p. 275-280; Meister K. Damon, der politische Berater des Perikles, - RSA 3, 1973, p. 29-45; Lord C. On Damon and music education, -Hermes 106, 1978, S. 32-43; Barker A. (ed.) Greek Musical Writings. Vol. 1. The Musician and His Art. Camb., 1984; Wallace R. W. Damone di Oa ed i suoi successori: un'analisi delle fonti, - Harmonia Mundi: musica e filosofia nell'antichita. Ed. R. W. Wallace, B. MacLachlan. R., 1991, p. 30-53; Delaitre D. Damon d'Athenes, - DPhA II, 1994, p. 600-607; Wallace R. W. Damon of Oa: A Music Theorist Ostracised? - Murray P., Wilson P. (edd.). Music and the Muses. The Culture of «Mousike» in the Classical Athenian City. Oxf., 2004, p. 249-267; RitoohZ. Griechische Musikasthetik. Quellen zur Geschichte der antiken griechischen Musikasthetik. Stuttg., 2004.
    Э. Г. ПАНАИОТИДИ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Синонимы:
    пифагореец, философ


Просмотров: 453
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • АКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ
  • Бэйрд Джон Уоллес / Baird, John Wallace
  • ВЛИЯНИЕ
  • ВЛИЯНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНО-ВЕРТИКАЛЬНОЕ
  • ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНОЕ
  • ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
  • Влияние большинства
  • ГОРИЗОНТАЛЬНО-ВЕРТИКАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
  • ДАМОН
  • Дамон
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Инновации: влияние меньшинства
  • КОСМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ
  • Конформизм (влияние большинства)
  • Музыкотерапия (music therapy)
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Платон / Platon
  • Психология музыки (psychology of music)
  • РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИ
  • Соперничество между потгомками
  • Социальное влияние
  • Социальное влияние (social influence)
  • ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • влияние
  • влияние индивидуально-специфическое
  • влияние функционально-ролевое
  • индивидуально-специфическое влияние



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь