Едва ребе Ицхак из Ворки женился, супруга начала ворчать и поносить его по каждому поводу. Новоиспечённый муж молча сносил оскорбления. Однако, заметив, что она точно так же относится и к слугам, Ицхак отправился за советом к своему ребе-наставнику, Давиду из Лелова.
Выслушав Ицхака, ребе сказал:
— Зачем меня спрашивать? Спроси себя!
Ответ учителя привёл Ицхака в замешательство. Он понимал, что ребе пытается ему что-то объяснить, но никак не мог взять в толк, что именно. Затем ему вспомнилось наставление Бешта:
«Если тебе горько смотреть на страдания слуг, знай, что причиной их послужили твои же неразумные действия. Если тебя проклинает супруга, то лишь потому, что ты сам не укротил свой язык. Если докучают дети, причина в праздном блуждании твоих мыслей. Если сумеешь привести эти три (три основных способа проявления сознания) к благочестию — то есть если мысли твои, слова и деяния станут праведны и святы, — горести обернутся радостями».
Внезапно ребе Ицхак понял, о чём говорил учитель. Чтоб улучшить положение других, начать нужно с исправления себя.
Комментарий Рами Шапиро
Есть три уровня реальности — физический, психический и духовный. И каждому из них соответствует свой принцип познания. Немецкий физик Вернер Гейзенберг в своё время показал: исследуя физическую реальность на достаточно глубоком уровне, ничего нельзя знать наверняка. Сам акт исследования неизбежно окрашивает «в свои тона» исследуемое явление, и тогда даже математика превращается в метафору. Именно в этом состоит экспериментально зафиксированный и сформулированный Гейзенбергом так называемый «принцип дополнительности», или «принцип неопределённости»: на уровне элементарных частиц результаты их наблюдения опосредуются — а значит, в неизвестной степени определяются — самим актом наблюдения, т.е. присутствием наблюдателя.
Бешт даёт принцип, регулирующий познание на уровне психики: всё, с чем мы сталкиваемся, окрашено качеством нашей мысли. А Бог даёт третий принцип: «Остановитесь и познайте» (Псалом 46:11). Когда прекращаешь всякое исследование, когда подвергаешь наблюдению прежде всего те или иные собственные реакции — появляется знание, превосходящее всё, что способно постичь твоё «я». Это знание не от тебя исходит, но от Бога — приходит через тебя.
Ребе Давид знал: прежде чем ребе Ицхак сможет наладить нормальные отношения с женой, ему нужно освободиться от собственного предвзятого взгляда на ситуацию. Нужно осознать, что он не знает всех обстоятельств и что его представления о справедливом и несправедливом искажены недостатком знаний. Действия и реакции, основанные на неполных данных и предвзятости, не позволяют человеку быть беспристрастным посредником. То же касается и тебя. Чтобы наладить конструктивные взаимоотношения с миром, очисти свои мысли от пристрастности; прекрати в своих действиях и реакциях опираться на собственные ограниченные познания; остановись и без всякой предвзятости позволь быть тому, что есть. Не исследуй, не думай, — просто воспринимай. И тогда ты узнаешь, как лучше ответить миру.