Когда один школьный учитель из местечка Горай посетил ребе Иакова Ицхака, Хозе-провидца из Люблина, тот сказал ему:
— В вашем городке есть скрытая искра Божья, которая томится во мраке неизвестности. Найди эту искру и принеси мне.
Было ясно, что ребе Иаков Ицхак говорит о некоем тайном святом, живущем в Горай. По возвращении домой учитель в первый же вечер отправился в бейс мидраш (общинную религиозную школу) и там спрятался. «Если среди нас есть такой, — рассудил учитель, — он наверняка приходит сюда учиться, когда все остальные спят».
Ночью в бейс мидраш пришёл Менахем Мендль — странноватый парень, которого в местечке считали неграмотным и даже слегка сумасшедшим. Он открыл Талмуд и стал читать вслух, стоя на одной ноге. Было очевидно, что молодой человек вошёл в состояние чистого экстаза. Учитель был ошарашен. Чтобы убедиться, что это не случайность, он прятался в бейс мидраш ещё несколько ночей, и каждый раз около полуночи туда пробирался Менахем Мендль, чтобы на крыльях Учения отправиться в рай.
На четвёртую ночь в горло учителю попала пыль, и он закашлялся. Менахем Мендль захлопнул книгу, забрался на печку и начал бормотать что-то бессвязное, хлопая в ладоши. Выйдя из своего убежища, учитель обратился к нему с такими словами:
— Прекрати, пожалуйста. Я здесь не для того, чтобы рассказать всем о твоём секрете. Дело в том, что тебя приглашает к себе Хозе из Люблина.
Менахем Мендль немедленно отправился в Люблин.
Отец Менахема Мендля, миснагед (сторонник традиционного иудаизма), отправился за ним следом, в надежде вернуть его домой. Отыскав сына, он спросил:
— Почему ты отвергаешь традицию своих отцов?
— Я следую учению Торы, — ответил Менахем Мендль мягко, но уверенно. — Вначале Тора говорит нам: «Он Бог мой, и прославлю Его». И только потом сказано: «Бог отца моего, и превознесу Его».
Комментарий Рами Шапиро
Духовное странствие начинается с призыва к безоговорочной свободе: «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Бытие 12:1). Если Авраам намеревался следовать за Богом, ему нужно было освободиться от всего, благодаря чему он был тем, кем был: от норм страны, племени и семьи. Бог ничем и никогда не ограничен. Он сказал Моисею: «Я есмь Сущий» (Исход 3:14). Его невозможно свести к той или иной системе мышления. Это же относится и к божественной искре, которая есть внутри каждого человека. Ты — образ и подобие Божье; точно так же как Он, ты изначально и безоговорочно свободен. Только ощутив себя свободным, ты можешь реализовать собственный потенциал и проявить в себе божественное начало. Ты именно чтишь традицию, когда следуешь зову собственной судьбы и идёшь новой непроторенной дорогой.