Ребе Исраэль, Магид(1) из Козница, ежегодно посещал Апту. Во время одного из таких посещений старейшины попросили ребе прочесть во время празднования шаббос(2) проповедь в шуле(3). Ребе Исраэль отказался.
- В прошлом году, - сказал он, - вы просили меня о том же. Я произнес проповедь в шуле., но ничего этим не добился. С тех пор у вас ничего не изменилось. К чему я стану напрягать свой голос?
Укоризненные слова Маггида быстро стали известны всему местечку. Жители Апты пришли в уныние. Вскоре встречи с ребе попросил некий ремесленник.
- Я не ученый и не святой, - обратился этот чело век к Маггиду, - но я знаю, что, сказав, будто ваша проповедь не принесла никакой пользы, вы ошиблись. Я слушал вас в прошлом году. Вы говорили об обязанности каждого еврея практиковать то, что написано в Псалмах: "Всегда помню о присутствии Господа"(4). С тех пор я непрестанно стремлюсь к этому. Имя Господа постоянно пребывает передо мной, явленное как черные огненные буквы на белом огненном фоне, - это Имя начертано на всех людях и предметах, которые встречаются мне на пути.
Меня ни на миг не оставляет священный трепет перед Божественным Присутствием.
Маггид улыбнулся этому человеку и извинился перед ним за свои поспешные выводы:
- Если в прошлом году раскрылась одна душа, возможно, в этом году их будет две.
В субботу в синагоге Апты Маггид прочел проповедь, после которой многие обратились к праведной жизни.
1. Маггид (иврит: букв, "рассказчик") - проповедник. Стремясь как можно сильнее воздействовать на слушателей, дабы побудить их к справедливости и состраданию, хасиды-проповедники использовали элементы сценического вокального искусства.
2. Шаббос - суббота.
3. Шул (идиш: букв. "школа") - этим словом восточноевропейские евреи называли традиционную синагогу. Поскольку в древности одной из важнейших ее функций было образование, иноверцы Римской Империи называли иудейские молитвенные дома "школа" - schola по-латыни.
4. Псалом 15:8. Этот текст, называемый Шивити, нередко висел на стенах синагог перед глазами молящихся. Кроме того, цитируемую строку нередко пишут на амулетах, а также используют в качестве центральной темы для медитации и медитативного речитатива. В оригинале она звучит так: Шивити Адонай ль-негди тамид.
"Всегда помню о присутствии Господа". Данная строка псалма исходит из самого сердца духовной практики иудаизма. Многие хасиды вновь и вновь повторяют эту строку, чтобы взглянуть за пределы кажущегося разнообразия реальности и увидеть первооснову, которая есть Бог.
Жить в непрестанном сознании Божественного Присутствия - значит обрести духовное пробуждение. Это значит выйти за пределы двойственности, не отвергая ее, и увидеть во множественном Единого. Это значит увидеть, как недвойственность, которая есть Бог, проявляется в качестве двойственности, которая есть творение. Нет ничего, кроме Бога. Шивити не отрицает ничего: дух и материя, небо и земля, священное и мирское, святое и светское - все это воспринимается как те или иные грани божественного.