Ребе Дов Бер, Маггид из Межирича, имел обыкновение по утрам молиться в одиночестве. Однако когда в конце богослужения наступал черёд молитвы Айн Келохейну («Ничто не сравнится с нашим Господом»), он просил кого-нибудь из учеников собрать миньян (кворум из десяти взрослых людей, необходимых для общей молитвы), чтобы завершить утренний ритуал вместе.
Однажды утром в миньян был включён молодой человек по имени Иаков Ицхак Горвиц (много лет спустя ставший известным как Хозе-провидец из Люблина). Когда Маггид увидел, что Иаков Ицхак вошёл в миньян, с которым ребе предстоит молиться, он воскликнул:
— Неужели вы не могли найти никого другого? От этого батлана (ни на что не годного) будут одни неприятности!
Ученики Маггида были удивлены грубым тоном и оскорбительными словами своего ребе, но промолчали, и никто из них не побежал искать Иакову Ицхаку замену.
— Так и быть, — вздохнул Маггид.
Возвращаясь к молитве, он возгласил:
— Айн Келохейну!
Едва отзвучали эти вступительные слова молитвы, как Иаков Ицхак упал на пол.
Маггид и ученики бросились помогать потерявшему сознание юноше. Когда всё было улажено, Дов Бер проворчал:
— Говорил я вам — этот батлан расстроит всю молитву. Только я сказал: «Ничто не сравнится с нашим Господом!» — как он моментально ощутил в этих словах сокровенный смысл: «Нет ничего, кроме Господа». И стоило ему лишь осознать это, как чувство обособленности от мира покинуло парнишку, и он потерял сознание. Найди вы для миньяна кого другого, кто не воспринимает сокровенного смысла слов, наше утреннее моление давно бы уже закончилось.
Комментарий Рами Шапиро
«Сравнение и противопоставление» — не просто стандартная тема для школьных сочинений, но отражение самой сущности человека. На сравнении и противопоставлении основано наше ощущение собственного «я». Но что, если встречаемся с чем-то в буквальном смысле несравненным?
Вот проблема, с которой сталкиваешься, пытаясь представить себе Бога. Его невозможно отделить от остальной реальности. И потому силиться познать его при помощи сравнения и противопоставления — всё равно, что стараться укусить собственные зубы или понюхать свой нос. Это попросту невозможно.
Познание Бога становится последним коаном, завершающей игрой ума, исход которой — пробуждение. Если настойчиво пытаться составить эту головоломку-парадокс, «я» раствориться и придёт знание, не имеющее никакого отношения к тебе как познающему. Именно это всякий раз открывал себе ребе Иаков Ицхак, когда пробовал вообразить Бога: в тот же миг разум хасида рассыпался, и он терял сознание. Его ощущение собственного обособленного «я» растворялось в неделимой природе Единого Бога — Истока и Сути реальности. Как сказал Маггад, ребе Иаков Ицхак был батлан — ни на что не годен, — или, переставив слова, годен на Ни-что: Божественное Ничто, всё порождающее.