Ребе Мотль из Кальшин был успешным предпринимателем. Он свободно говорил по-польски и общался с влиятельными людьми из польского правительства. Однажды власти в Варшаве собирались принять закон, вынуждающий евреев сжечь все разделы Шулхан Арух (кодекса иудейских законов), посвящённые гражданскому и уголовному праву, чтобы вынудить их решать свои тяжбы в польских судах и таким образом ослабить авторитет раввинов.
Когда известие об этих планах достигло евреев, ребе Ицхак из Ворки пригласил ребе Мотля к себе в кабинет для беседы и попросил его встретиться с одним влиятельным правительственным чиновником, чтобы убедить того отказаться от законопроекта. Ребе Мотль пришёл в ужас.
— Ты понимаешь, о чём просишь? — запротестовал он. — Этот чиновник просто сумасшедший, его ненависть к евреям не знает границ. Кроме того, я слышал, что он поклялся убить любого, кто попытается убедить его изменить свою позицию в вопросах законодательства! Говорить с ним на эту тему — верная для меня смерть. Да и вообще — безумие надеяться, что он изменит свою позицию.
Ребе Ицхак невозмутимо выслушал эту тираду и сказал:
— Как ты думаешь, когда Моше раббейну (Моисей) шёл к фараону, чтобы потребовать свободы для находящихся в рабстве евреев, он не боялся?
— Конечно, боялся, — ответил ребе Мотль. — Кто ж бы на его месте не боялся?!.
— Вот!.. Он боялся, что фараон его убьёт и от их встречи не будет никакого толку. Именно поэтому Бог сказал ему «Приди к фараону» «Приди», а не «иди». Бог знал, что Моше боится, и потому сказал: «Приди со Мной к фараону». То же самое касается и тебя. Если пойдёшь один, ты обречён, но если пойдёшь пребывая с Богом, добьёшься успеха.
Страх ребе Мотля растаял, и он безбоязненно отправился в Варшаву. Беседуя с чиновником, он был бесстрашен и весел. Поляк даже не сумел разозлиться на ребе и сразу же удовлетворил его просьбу.
Комментарий Рами Шапиро
Где источник страха? Некоторые говорят, что мы боимся неизвестного, но это бессмыслица. Если что-то по-настоящему неизвестно, как мы можем этого бояться? Нет, мы боимся собственных проекций. Мы пробуждаем в своём воображении самые большие ужасы из прошлого, проецируем их на события и действуем соответственно. То есть мы реагируем не на то, что происходит в действительности, а на то, что мы себе вообразили.
Бог предлагает иное. Всякий раз, когда нужно встретиться лицом к лицу с врагом, Бог обращается к тебе со словами: «Приди к фараону». Это значит: «Решившись отправиться к фараону, ты придёшь ко Мне через фараона. Приди ко Мне через противостояние с противником, заглянув в его сердце и обнаружив одно сердце, бьющееся в груди у вас обоих».
Бог заповедал нам «знать душу пришельца» (Исход 23:9), поскольку каждый из нас и есть такой пришелец. Узнать пришельца — значит узнать собственное сердце. Узнать собственное сердце — значит осознать, что Бог и в тебе, и в пришельце.
Такое знание наполнит тебя отвагой и радостью, благодаря которым ты сможешь обнять пришельца и пригласить его прийти через тебя к Господу.