Ребе Исраэль из Ружина неожиданно пришёл к своим хасидим, застав их за трапезным столом. Они праздно ели и пили. Ребе нахмурился, явно недовольный их поведением. Тогда один из учеников поднялся и сказал:
— Учитель, слышал я, как ребе Пинхас из Корца говорил, что подобное времяпрепровождение, когда хасиды собираются вместе на весёлую пирушку, можно приравнять к такой мицва (божьей заповеди), как изучение Торы.
— Не хочу оспаривать слова ребе Пинхаса, — ответил наставник, — но такая аналогия не всегда верна. Всё зависит от того, как это делать.
— Но ведь мы и не делаем ничего особенного — просто едим и пьём; испытывая надлежащую благодарность, — вмешался другой ученик. — Что здесь можно делать неправильного?
— Всё дело в намерении, — ответил ребе. — Если ставишь себя последним, чтобы другие могли быть первыми, тогда твои действия бескорыстны и праведны. Если же ставишь себя прежде других — это эгоизм на грани идолопоклонства. Если делаешь что-то для другого человека или для Бога, не думая о награде и воздаянии, то тем самым освящаешь свои деяния. В этом случае твои дела святы. Если же делаешь что-то ради достижения своих целей, то обесцениваешь собственные поступки и скрываешь Божественное. В этом случае дела твои грешны.
— Ребе, — опять заговорил ученик, не удовлетворённый ответом, — а что, если действия мои греховны, но намерение чисто? Что, если, упаси Бог, я стану злословить о человеке с целью выручить друга из беды? Грех это или нет?
— Опять-таки, всё зависит от намерения, — ответил учитель. — Если действуешь во имя Небес, — то есть во благо другому человеку, не думая о собственной пользе, — даже в грешном поступке воссияет Свет Господень.
Комментарий Рами Шапиро
Сущность духовной жизни состоит в том, чтобы ставить других прежде себя и совершать любые действия ли-шма, то есть ради самих этих действий, а не ради своих интересов.
Эго подобно пене на гребне волны: пена — естественная составляющая океана. Кому придёт в голову убирать пену с волны или добавлять её туда? Мы принимаем волну такой, какая она есть. Совершенно так же обстоит дело и с эго. Ты не можешь от него избавиться, ты и есть твоё эго. Его не нужно ни морить голодом, ни закармливать, просто оставь его в покое.
Оставив эго в покое, ты будешь действовать ли-шма — вместе с эго, но не ради него. Деяния ли-шма не умаляют и не возвеличивают эго, — они просто позволяют ему соответствовать своему предназначению: быть инструментом, при помощи которого Бог свершает благо.