Своего сына Кабир назвал Камаль, что означает «Чудо». Перед смертью он позвал его и прочитал ему свои ранние стихи. Они поистине прекрасны!
О, друг мой, возлюбленный мой, я пустился в Путь — искать самого Себя.
Но случилось нечто странное.
Вместо того чтобы найти себя, я исчез — так же, как капля исчезает в океане.
Капля упала в океан. Возможно ли найти эту каплю вновь?
Прочитав стихи, он сказал:
— Прежде чем я уйду из этой жизни, ты должен исправить одно из моих стихотворений. Я написал: капля упала в океан. Ты должен изменить это. Просто переставь слова: океан упал в каплю. Потому что теперь я познал это с другой стороны. Мой первый опыт был на этом берегу. Теперь я говорю с другого берега, из запредельного! Я понял: не капля упала в океан; это океан упал в каплю.
Камаль сказал:
— Я уже думал об этом.
И он показал свои записи, в которых эта строка была подчёркнута.
Кабир сказал:
— Ты действительно «Чудо»! Это удивительно, но ты понял это раньше меня!
Камаль был необыкновенным человеком. Ещё юношей он ставил отца в тупик своими вопросами. И часто это происходило в присутствии сотен последователей Кабира. Это иногда раздражало. Однажды Кабир так разгневался, что сказал сыну:
— Моя семья заканчивается на мне.
Это случилось после того, как он узнал, что Камаль берёт у людей деньги и подарки. Кабир всю жизнь работал ткачом и, даже став просветлённым Мастером, продолжал ткать и никогда не брал у людей никаких подношений. Камаль ответил возмущённому Кабиру:
— Если твоя семья заканчивается на тебе, то моя семья начинается на мне.
Он ушёл и построил хижину напротив дома отца.
Ум человека постоянно сравнивает и оценивает. Он так устроен. Комплекс неполноценности или мания величия возникают как следствие и, развиваясь, порождают все человеческие проблемы и страдания. Поэтому разумный человек, стремящийся к свободе и просветлению, должен перестать оценивать и судить. Но даже святой человек, ни к чему не привязанный и просветлённый, в тайниках своей души может иметь тончайшее эго. Сын Кабира создаёт условия, которые провоцируют отца и показывают ему тончайшую привязанность.
Император Бенареса был приверженцем Кабира и часто посещал его. Однажды он пришёл и, не встретив Камаля, спросил:
— Где твой сын? Почему я не вижу его?
Кабир ответил:
— Это печальная история. Я так рассердился и резко выговорил ему, что он ушёл от меня и построил хижину напротив.
Император спросил:
— Что же случилось? Почему ты вдруг рассердился?
Кабир ответил:
— Люди приходят ко мне с деньгами, алмазами и изумрудами, но они мне не нужны, я отказываюсь от них, а он сидит рядом со мной и говорит: «Хорошо, если он отказывается, давайте их мне». Он сидит рядом со мной и собирает эти подарки! Я сказал ему, что это неправильно, но он заявил: «Не приказывай мне! Я не твой ученик, я твой сын! Я сам знаю, что хорошо и что плохо. Если ты просветлённый Мастер, то почему такая мелочь беспокоит тебя? Тебя не должно волновать несовершенство других!»
Император сказал:
— Это на него не похоже. Я поговорю с ним.
Он пошёл к Камалю. Они долго беседовали, и перед уходом император сказал:
— Я хочу подарить тебе этот алмаз. Это очень редкий и дорогой камень!
Камаль поблагодарил его и сказал:
— Заложи его в крышу моей хижины.
Император засунул алмаз в полый бамбук над входом и уехал. Через месяц он вновь навестил Камаля и спросил:
— Тебе понравился мой подарок?
Тот ответил:
— Честно говоря, я забыл о нём. Посмотри, пожалуйста, лежит ли он там, где ты его оставил? У меня не было возможности взглянуть на него. Я смотрю внутрь себя.
Император нашёл алмаз там, где оставил. Он пошёл к Кабиру и сказал:
— Ты ошибаешься. Твой сын на самом деле «Чудо»! Его не интересует богатство.
В конце концов Кабиру пришлось отправиться в хижину Камаля и просить его:
— Прости меня. Я ошибался. Ты просто испытывал меня: рассержусь я или нет. И я действительно рассердился, полагая, что в тебе проявляется жадность.
Камаль сказал:
— Я — твоя кровь, твоя плоть, твоя сущность. Как ты мог вообразить, что я жадничаю? Вероятно, жадность есть в тебе, если тебя это рассердило.
Кабир заглянул в себя и согласился с Камалем:
— Наверное, ты прав. Моя заинтересованность и злость на то, что ты собираешь деньги, демонстрирует не твою жадность, а мою. И к тому же мой гнев. Прошу тебя, прости и возвращайся.
И Камаль вернулся в семью. Он был преемником Кабира и не менее великим и осознающим. Но, как ни странно, помнят именно Кабира. Он организовал религию своих последователей — Путь Кабира. У Камаля не было ничего. Он не создал никакого движения. Несмотря на то, что тысячи людей слушали его, он оставался только другом. Он помогал людям, делился с ними своим светом, но никогда не давал никаких ритуалов, никаких заповедей, никаких принципов движения. В этом его величие! Потому что Мастер, дающий учение, неизбежно отступает от центра Истины. Тысячи Мастеров приходили на Землю и своим светом усиливали Поток Жизни. И лишь имена некоторых из них сохранились в истории.