Упражнения интеллектуального тренинга для учащихся средних и старших классов

Упражнение «Поиск противоречивых предметов»

Предлагается слово, обозначающее предмет, необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому – по назначению; внешнему виду; существенным признакам; материалу, из которого изготовлен предмет.

Вариант I: «дом»,
Вариант II: «человек».
Вариант III: «полено».
Вариант IV: «страна».

Например, по варианту II к слову «человек» подбираются такие слова, как «животное» (противоположность по уровню интеллектуального развития), «камень» (противоположность по критерию «живой» – «неживой» природы), «ребенок» (противоположность по возрасту) и др.

Ответы учеников или команд должны быть обязательно дополнены обоснованием и аргументацией: почему они отвечают так, а не иначе.

Упражнение «Поиск соединительных звеньев»

В качестве игрового задания предлагаются два предмета, не связанные между собой. Необходимо назвать 2-3 предмета, находящихся между первым и вторым и составляющих как бы «переходный мостик» между ними. «Переходные» предметы должны быть связаны между собой и заданными словами логическими связями. Если такие связи неочевидны, участники должны специально обосновать свой ответ.

Вариант I: «лопата», «автомобиль».
Вариант II: «шкаф», «завод».
Вариант III: «ножницы», «трава».
Вариант IV: «котенок», «озеро».

Например, по варианту II могут быть ответы: «шкаф» – «пиджак» (висит в шкафу» – «человек» (носит пиджак) – «завод» (человек ходит работать на завод в пиджаке)) «шкаф» – «дерево» (материал для шкафа) – «болты» (необходимы для сборки шкафа) – «завод» (на нем сделаны болты) и т.п.

Игру можно усложнить, предложив задание: составить логическую цепочку из слов не «сначала – в конец», а наоборот. Например, по варианту I: «автомобиль – лопата».

Упражнение «Способы применения предмета»

Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем можно называть способы, взятые из реальной жизни, и способы придуманные, фантастические. В последнем случае, однако, надо обязательно сформулировать обоснование способа применения.

Вариант I: «книга».
Вариант II: «автомобиль».
Вариант III: «помидор».
Вариант IV: «дождь».

Например, по варианту III могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно съесть; сделать из него салат; добавить в борщ; положить растительную маску из помидора на лицо и пр. Из фантастических способов можно назвать: «Из огромного помидора можно сделать жилище; выжать помидор и сварить из сока красную краску; засушить помидор и сделать шляпу».

Упражнение «Выражение мысли другими словами»

Задается несколько вариантов предложений, в которых заложенная в первоначальной фразе мысль должна быть передана другими словами.

Вариант I: «Нынешнее лето будет теплым».
Вариант II: «Девочка гуляет по улице».
Вариант III: «Я прочитал интересную книгу».
Вариант IV: «Ракета улетела далеко от Земли»

.

Например, по варианту I: «В самые длинные каникулы каждый день будет жарким».

В игру можно ввести элементы психокоррекции, если будут обыграны следующие фразы.

Вариант I: «Мама поругала сына за двойку».
Вариант II: «Я рассердился на свою младшую сестренку».
Вариант III: «Ученица опоздала в школу».
Вариант IV: «Я очень боюсь темноты».

Например, когда фразу по варианту IV «Я очень боюсь темноты» участники повторяют другими словами, используя новые выражения, размывается исключительность ситуации. Опасения и тревоги участника становятся предметом общей коллективной игры и высказываются открыто и легко.

Упражнение «Заглавие»

Приготовьте небольшой рассказ объемом в 12-15 предложений. Прочитайте рассказ в группе и попросите участников игры придумать к нему заглавие так, чтобы оно отражало основную идею текста. Желательно, чтобы к одному рассказу придумали 5-7 названий.

Со старшеклассниками игру можно усложнить. Предложите первой команде придумать маленький рассказ.

Вторая команда формулирует к нему 5-7 названий.

Затем команды могут поменяться ролями.

Самоукина Н.В. Игры в которые играют... – Дубна «Феникс», 1996.

Просмотров: 7728
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Игра «Зеркало»
  • Игра «История»
  • Игра «Образная память»
  • Игра «Обувь»
  • Игра «Передай смысл стихотворений»
  • Игра «Поиск общих свойств»
  • Игра «Пять шагов»
  • Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате»
  • Игра «Робинзон»
  • Игра «Слова»
  • Игра «Третий лишний»
  • Игра «Хорошо – Плохо»
  • Игра «Что слышно?»
  • Игра в лото «Какого цвета?»
  • Конкурс «В лесу родилась Елочка»
  • Конкурс «Дед Мороз – банкир»
  • Конкурс на лучшего Снеговика
  • Упражнение «Ассоциации»
  • Упражнение «Восковая палочка»
  • Упражнение «Другой акцент»
  • Упражнение «Запомни и воспроизведи»
  • Упражнение «Кричалки»
  • Упражнение «Кто лучше слушает?»
  • Упражнение «Кто у кого»
  • Упражнение «Мне в тебе нравится ...»
  • Упражнение «От слова к рассказу»
  • Упражнение «Пожалуйста»
  • Упражнение «Поиск общего»
  • Упражнение «Сделай целое»
  • Упражнение «Составление предложений»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь