|
Упражнения интеллектуального тренинга для учащихся средних и старших классов
Упражнение «Поиск противоречивых предметов»
Предлагается слово, обозначающее предмет, необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому – по назначению; внешнему виду; существенным признакам; материалу, из которого изготовлен предмет. Вариант I: «дом», Например, по варианту II к слову «человек» подбираются такие слова, как «животное» (противоположность по уровню интеллектуального развития), «камень» (противоположность по критерию «живой» – «неживой» природы), «ребенок» (противоположность по возрасту) и др. Ответы учеников или команд должны быть обязательно дополнены обоснованием и аргументацией: почему они отвечают так, а не иначе. Упражнение «Поиск соединительных звеньев»В качестве игрового задания предлагаются два предмета, не связанные между собой. Необходимо назвать 2-3 предмета, находящихся между первым и вторым и составляющих как бы «переходный мостик» между ними. «Переходные» предметы должны быть связаны между собой и заданными словами логическими связями. Если такие связи неочевидны, участники должны специально обосновать свой ответ. Вариант I: «лопата», «автомобиль». Например, по варианту II могут быть ответы: «шкаф» – «пиджак» (висит в шкафу» – «человек» (носит пиджак) – «завод» (человек ходит работать на завод в пиджаке)) «шкаф» – «дерево» (материал для шкафа) – «болты» (необходимы для сборки шкафа) – «завод» (на нем сделаны болты) и т.п. Игру можно усложнить, предложив задание: составить логическую цепочку из слов не «сначала – в конец», а наоборот. Например, по варианту I: «автомобиль – лопата». Упражнение «Способы применения предмета»Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем можно называть способы, взятые из реальной жизни, и способы придуманные, фантастические. В последнем случае, однако, надо обязательно сформулировать обоснование способа применения. Вариант I: «книга». Например, по варианту III могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно съесть; сделать из него салат; добавить в борщ; положить растительную маску из помидора на лицо и пр. Из фантастических способов можно назвать: «Из огромного помидора можно сделать жилище; выжать помидор и сварить из сока красную краску; засушить помидор и сделать шляпу». Упражнение «Выражение мысли другими словами»Задается несколько вариантов предложений, в которых заложенная в первоначальной фразе мысль должна быть передана другими словами. Вариант I: «Нынешнее лето будет теплым». Например, по варианту I: «В самые длинные каникулы каждый день будет жарким». В игру можно ввести элементы психокоррекции, если будут обыграны следующие фразы. Вариант I: «Мама поругала сына за двойку». Например, когда фразу по варианту IV «Я очень боюсь темноты» участники повторяют другими словами, используя новые выражения, размывается исключительность ситуации. Опасения и тревоги участника становятся предметом общей коллективной игры и высказываются открыто и легко. Упражнение «Заглавие»Приготовьте небольшой рассказ объемом в 12-15 предложений. Прочитайте рассказ в группе и попросите участников игры придумать к нему заглавие так, чтобы оно отражало основную идею текста. Желательно, чтобы к одному рассказу придумали 5-7 названий. Со старшеклассниками игру можно усложнить. Предложите первой команде придумать маленький рассказ. Вторая команда формулирует к нему 5-7 названий. Затем команды могут поменяться ролями. Самоукина Н.В. Игры в которые играют... – Дубна «Феникс», 1996. Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|