Динамика группы

Динамика группы – это социально-психологические процессы приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие ее формирование, функционирование и развитие. В зарубежной социальной психологии существует целое направление исследований, получившее название «Групповая динамика». Основателем этого направления был американский психолог К. Левин.

В отечественной социальной психологии также занимаются проблемами динамики групп. Представление о динамике группы предполагает рассмотрение следующих вопросов:

  • групповые процессы;
  • групповые состояния;
  • групповые эффекты;
  • уровни развития группы.

Групповой процесс – это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы. Групповые процессы могут быть двух типов: процессы развития и процессы функционирования. Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит – осуществляется качественный скачок, т.е. процесс функционирования переходит в процесс развития.

Стержнем групповых процессов является процесс решения групповой задачи в ходе совместной деятельности. Он интегрирует и подчиняет себе другие процессы, происходящие в группе. По мнению 3.А. Богданова, в число основных групповых процессов входят: коммуникация, управление, адаптация, соревнование, консолидация, эмоциональная идентификация, принятие решения.

Групповое состояние – это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.

Групповые состояния возникают под действием групповых процессов и в определенной степени фиксируют момент завершенности того или иного процесса. Они также различаются по длительности интенсивности. Рассмотрим основные групповые процессы и состояния. Первый процесс: общение – это взаимный обмен между членами группы информацией, действиями, состояниями, личностным содержанием и пр. Общение как сложный процесс человеческих взаимоотношений включает в себя следующие компоненты:

  • информирование – передача информации от одного человека к другому, без обратной связи;
  • коммуникация – обмен информацией между людьми, с обратной связью;
  • интеракция – взаимодействие людей, обмен действиям;
  • перцепция – восприятие и понимание людьми друг друга;
  • трансакция – обмен между людьми психическими состояниями, эмоциями, чувствами, переживаниями (предпосылкой адекватной трансакции служит наличие эмпатической способности общающихся людей);
  • персоноакция – обмен личностным содержанием, передача одним человеком и принятие другими личностных свойств, качеств, ценностных ориентации, жизненных принципов и опыта.

В основе персоноакции лежат такие личностные механизмы, как персонификация и идентификация. Персонификация – это перенесение своего «Я», своих личностных качеств на другого человека, сравнение себя с ним. Идентификация, напротив, – перенесение личностных качеств другого на самого себя. В структуре процесса общения персоноакция – редкое явление. Однако она крайне необходима в педагогическом процессе, поскольку воспитать и сформировать личность ученика способна только личность учителя.

Для того чтобы процесс общения проходил эффективно, людям необходимо обладать определенным набором коммуникативных умений и навыков. Систему коммуникативных умений можно представить следующим образом:

  1. Умение четко ставить цели и соблюдать этику общения. Цель определяет направленность общения, а этика ограничивает процесс общения культурными нормами и требованиями.
  2. Умение грамотно использовать информационное содержание общения. Здесь важны психолингвистические способности, умение говорить с человеком на его языке (например, профессиональном), придерживаться согласованной с собеседником терминологии, не употреблять неизвестных ему терминов.
  3. Умение использовать в процессе общения энергетический потенциал (свой и собеседника). Здесь важно умение наблюдать и чувствовать эмоциональное состояние партнера, учитывать его потребности и интересы, соблюдать стадии общения, социальную дистанцию и пр.
  4. Умение грамотно ориентироваться во времени общения. Так, с одной стороны, важно не затягивать деловую беседу, с другой - необходимо почувствовать, уместно ли в данной ситуации поговорить не только на деловые, но и на личные темы.
  5. Умение грамотно использовать пространство общения. Например, не рекомендуется:
    • вступать в общение с «закрытой» группой. Если члены группы при взаимодействии образуют тесный круг, лицами обращены друг к другу, а спинами – к внешнему миру, то необходимо подождать, пока группа «раскроется»;
    • вступать в длительное общение с человеком, который спешит, идет очень быстро. В данной ситуации достаточно только его поприветствовать;
    • вступать в общение с человеком, который занят своими делами, работой например. Он тоже как бы «закрыт», поскольку замкнут на своем деле;
    • вступать в деловое общение и пытаться детально договориться с собеседником в нерабочей обстановке – в коридоре, на улице и пр.
  6. Умение быть адекватным ситуации и проблеме общения. Здесь встает вопрос об адекватности личности – ее потребностей, интересов, целей, способностей, интеллекта, уровня притязаний той ситуации общения, в которой оказывается человек.
  7. Умение согласовывать все вышеназванные компоненты (цели, этику, информацию, энергетический потенциал, время и пространство) между собой. Общение только тогда будет эффективным, когда оно протекает согласованно, гармонично.

Процесс общения является предпосылкой готовности группы к совместной деятельности.

Первое состояние: подготовленность – характеризуется степенью подготовки и готовности членов группы к решению поставленной задачи и формируется на основе процесса общения. Процесс общения в группе может быть описан как континуум по следующим параметрам:

  1. случайное – ситуативное – целенаправленное общение;
  2. кратковременное – периодическое – постоянное общение;
  3. регламентированное культурными нормами – регламентированное специальными нормами - согласованное общение;
  4. не профессиональное – профессиональное – специальное общение.

В свою очередь, степень подготовленности группы к совместной деятельности можно охарактеризовать в континууме: нулевая – минимальная – средняя – максимальная. В зависимости от степени подготовленности группы к совместной деятельности специфики общения можно предложить новую типологию малых групп.

Акциденция (лат. accidentia – случайность) – группа случайно встретившихся, собравшихся, ранее не знакомых людей (например, пассажиры автобуса). Общение в такой группе случайное, кратковременное, не профессиональное, но регламентированное культурными нормами. Естественно, оно не дает группе возможности подготовиться к совместной деятельности. Русским эквивалентом названия такой группы может служить слово «сборище».

Комиция (лат. comitia – собрание) – группа людей свободных, не имеющих взаимных обязательств друг перед другом и собравшихся для обсуждения какой-либо проблемы (например, группа акционеров). Общение в такой группе ситуативно, кратковременно, не профессионально. Но люди устанавливают определенный регламент своего общения (процедуру, органы управления собранием и пр.), и каждый может индивидуально подготовиться к участию в совместной деятельности.

Компания (от франц. campagnie) – группа людей, проводящих вместе свободное время (например, друзья). Их общение целенаправленное, периодическое, согласованное, но не профессиональное. Они готовятся к своему участию в групповой деятельности, но их подготовка минимальна.

Просмотров: 14098
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Социальная психология




Другие новости по теме:

  • 8.1. Социально-психологические особенности спортивной группы
  • 8.2. Лидерство в спортивной группе
  • 8.5. Успешность спортивной деятельности и общение
  • Взаимосвязь понятий общей психологии и социальной психологии
  • Групповая сплоченность
  • Конфликт между личностью и группой
  • Лидерство и руководство в малых группах
  • Личность и коллектив
  • Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
  • Неформальная (социально-психологическая) структура
  • Общая характеристика динамических процессов в малой группе
  • Основные теории лидерства
  • Перспектива исследований личности в социальной психологии
  • Показатели эффективности организации
  • Понятие «межличностные отношения в детской группе»
  • Понятие первичной группы
  • Понятие трудового коллектива
  • Рисуночный тест «Я и группа»
  • Социально-психологическая характеристика коллектива
  • Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива
  • Сущность социально-психологического климата
  • Теории происхождения лидерства
  • Тест «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой
  • Уманский Лев Ильич (1921 – 1983)
  • Уровни развития группы
  • Условия образования малой группы
  • Формальная (функциональная) структура
  • Эффект «мы и они»
  • Эффект группового эгоизма
  • Эффективность групповой деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь