Лоренц (Lorenz) Конрад (1903 – 1989)

австрийский биолог и зоопсихолог, один из основателей этологии. Окончил Венский ун-т (д-р медицины, 1928; докт. степень по зоологии, 1933). Один из основателей журнала "Zeitschrift fur Tierpsychologie", ставшего ведущим изданием по этологии (1937). В 1950 г. вместе с Э. фон Хольстом основал в ФРГ Институт физиологии поведения, который стал одним из главных этологических научных центров. В 1961-1973 гг. был его директором. После отставки Л. вернулся в Австрию и возглавил отдел в Институте сравнительного изучения поведения Австрийской АН, а с 1982 г. - Konrad-Lorenz-Institut der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften. Вместе с Н. Тинбергеном основал этологию как науку, разрабатывал этологические подходы к психологии человека и к анализу социокультурных проблем и опасностей, которые несет для человечества современная техническая цивилизация. Являясь одним из основателей эволюционной эпистемологии (очень влиятельного направления в современной философии знания), много занимался психологией познавательной деятельности. Этологическая теория Л., созданная в 1930-е гг., в ряде моментов напоминает психоанализ З. Фрейда, хотя при ее создании он относился к идеям Фрейда резко отрицательно и только позже признал значительное сходство их взглядов в разделе теории мотивации. В 1950-е гг. Л. видоизменил свою этологическую концепцию, перестав делить поведение на врожденное и приобретенное, но настаивал на существовании характеристик поведения, закрепленных генетически и не способных адаптивно изменяться в результате научения. Он утверждал, что научение основано на сложных генетических программах, и что поведение человека также базируется на врожденных генетических программах, которые гораздо сложнее, чем у животных, и что наличие этих программ обеспечивает способность к культурному развитию. Главные итоги исследований Л. в области механизмов научения, психологии и эволюционной эпистемологии в 1940-60-е гг. содержатся в его книге "Обратная сторона зеркала" (Die Ruckseite des Spiegels, Munchen, 1973). Основной тезис Л. состоит в том, что врожденные формы восприятия и мышления, которые Кант называл априорными, и весь познавательный аппарат человека в целом есть продукт эволюции путем естественного отбора и что рассмотрение особенностей этой эволюции необходимо для понимания принципов функционирования этого аппарата и процесса познания. Согласно Л., ряд когнитивных функций, закрепленных генетически в ходе эволюции, является предпосылками к лингвистическим способностям и символическому мышлению. Особое место занял у Л. анализ агрессивного поведения, которому он посвятил книгу "Так называемое зло (Das Sogenannte Bose, Wien, 1963), вызвавшую бурную полемику, не утихающую до сих пор. Изложив в ней этологические представления о врожденных механизмах агрессивного поведения у животных, сводящих к минимуму вероятность нанесения физического вреда, Л. утверждает далее, что агрессивное поведение у человека так же имеет врожденную основу, обладает спонтанностью и активно ищет своего выхода, если долго не проявлялось, и поэтому его нельзя исключить только путем воспитания и изменения внешних условий. Он показывает, что агрессивное поведение и его мотивация включены во все другие подсистемы поведения, в том числе связанные с творчеством, исследовательской активностью, любовью и дружбой. Беды, связанные с агрессией, Л. объясняет сбоем врожденных механизмов, выработанных в ходе антропогенеза, когда человек стал быстро изменять условия своего существования (изобретение оружия, резкие изменения в социальной организации, появление массовых идеологий и др.). Л. считает, что наиболее эффективное средство контроля над агрессивным поведением - сознательное использование механизмов, выработанных биологической эволюцией, которые переводят агрессию в безопасное и даже полезное русло (переадресация агрессивного поведения, его сублимация и культурная ритуализация по аналогии с биологической). Позднее Л. продолжал разрабатывать тему противоречия между природной конституцией человека, определяющей врожденные закономерности его поведения, и условиями, порожденными технической цивилизацией, посвятив этому много статей и две книги: "Die acht Todsunden der zivilisierten Menschheit", 1973 (в рус. пер.: "Восемь смертных грехов цивилизованного человечества" / "Вопросы философии", 1992, № 3) и "Der Abbau des Menschlichen", 1983 ("Упадок человеческого"). Однако Л. надеялся, что человечество справится с этими проблемами благодаря врожденной способности ощущать ценности, независимо от того, связаны ли они с генетически запрограммированными или с культурными нормами поведения. Будучи истовым дарвинистом, Л. тем не менее предполагал, что наши врожденные чувства красоты, гармонии и добра не являются только следствием естественного отбора, т. к. имеют и самостоятельное неутилитарное значение. В рус. пер. также издано: "Кольцо царя Соломона", М., 1970, 2002; "Человек находит друга", М., 1971, 1992, 2001; "Агрессия (так называемое зло)", 2001.
Просмотров: 1144
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Бандура (Bandura) Альберт (1925 – 1988)
  • Боулби (Bowlby) Джон (1907 – 1990)
  • Дарвин Чарльз (1809 – 1882)
  • Доллард (Dollard) Джон (1900 – 1980)
  • Зоопсихология
  • Йенш (Jaensch) Эрих (1883 – 1941)
  • Кафка (Kafka) Густав (1883 – 1953)
  • Кронфельд (Kronfeld) Артур (1886 – 1941)
  • Курт Эрнестович Фабри
  • Ланге (Lange) Фридрих Альберт (1828 – 1875)
  • Лацарус (Lazarus) Мориц (15.09.1824 – 14.04.1903)
  • Лерш (Lersch) Филипп (1898 – 1972)
  • Лотце (Lotze) Рудольф Герман (21.05.1817 – 01.07.1881)
  • Майер (Mayer) Генрих (05.02.1867 – 28.11.1933)
  • Майер-Гросс (Mayer-Gross) Вильгельм (1889 – 1961)
  • Причины агрессивного поведения детей
  • Ранк (Rank) Отто (22.04.1880 – 31.10.1939)
  • Рейк (Reik) Теодор (12.05.1888 – 31.12.1969)
  • Тинберген (Tinbergen) Николас (1907 – 1988)
  • Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли (31.8.1874 – 10.08.1949)
  • Фабри Курт Эрнестович (1 мая 1923 – 3 июня 1990)
  • Федерн (Federn) Пауль (13.10.1871 – 04.05.1950)
  • Фолькельт (Volkelt) Ханс (1886 – 1964)
  • Форель (Forel) Август (01.09.1848 – 27.07.1931)
  • Хотин Борис Иосифович (1895 – 1950)
  • Шерток (Chertok) Леон (Лев Григорьевич) (1910 – 1991)
  • Шнайдер (Schneider) Курт (1887 – 1967)
  • Шпеер (Speer) Эрнст (20.06.1889 – 30.03.1964)
  • Штекель (Stekel) Вильгельм (1868 – 1940)
  • Шульц–Хенке (Schultz–Hencke) Харальд (18.08.1892 – 23.05.1953)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь