американский философ, социолог, социальный психолог. Образование получил в Оберлин-Колледже (бакалавр, 1883), Гарвардском ун-те (1888). Изучал психологию и философию в Европе (1888-1889) и Чикагском ун-те (1894). Вклад М. сосредоточен в основном в трех научных сферах:
1) систематический прагматизм (вслед за У. Джеймсом и Дж. Дьюи М. выражал идеи прагматизма, подчеркивая, что сознание имеет инструментальную природу, т. е. является средством приспособления индивида к среде);
2) история идей;
3) социальная психология и философия. Наиболее известны его труды в области социальной психологии, в частности в анализе происхождения самости. М. полагал, что человеческое "Я" изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия.
Решающее значение при этом принадлежит языку (овладению системой символов) и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком, первоначально не имеющим самосознания, в ходе игры), а в дальнейшем - "обобщенного другого". Высшей стадией социализации, согласно М., является формирование социального рефлексивного "Я", отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль "врастает" в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля. Концепция М. оказала значительное влияние на развитие социальной психологии, в частности заложив основы символического интер-акционизма ("Mind, Self and Sosiety" / ed C.W. Morris, 1934; "On Social Psychology: Selected Papers, 1977).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.