ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Интерпретация сновидений в различных парадигмах глубинной психологии

Сновидение 1.

Я на экскурсии на какой-то кулинарной или кондитерской фирме (шведской, немецкой). В подвале (в помещении искусственный свет) много различных механизмов, их обслуживают девушки, работающие в этой фирме. Все они серьезные и симпатичные, я думаю: ничего так девки, надо будет с ними как-нибудь познакомиться. Впереди меня идет мой друг с подносом, поочередно подходит к лоткам и набирает разных сладостей. Я спрашиваю: А это можно? Друг говорит: Конечно, это же бесплатная выставка. Я думаю: Ну, раз бесплатная, — и начинаю набирать себе тоже пирожные. Так я хожу по кругу и вижу одну очень симпатичную девушку, она что-то вынесла со склада и ушла обратно. Я спрашиваю у ее сотрудниц, можно ли ее позвать, а они говорят: Зачем? Я говорю: Я хочу ее пригласить в город, она же приезжая, я ей покажу Симферополь. Они говорят: Она уже закончила работу, но если еще не ушла, то мы ей передадим. И я говорю им, где и во сколько буду ее ждать (в 6 часов). А сам думаю: нужно купить красную розу и подарить ей.
Толкование.
Данное сновидение интерпретируется в парадигме классического психоанализа.
Символика сна, приснившегося 18-летнему юноше, очень прозрачна. Девушки в особой интерпретации не нуждаются, сладости, по Фрейду, — символ полового наслаждения, эротического удовольствия, "между тем как внушительный механизм мужского полового аппарата приводит к тому, что его символами становятся трудно поддающиеся описанию устройства в виде сложных машин" (47, с.97). Общая функция сновидений состоит, как известно, в исполнении желания.
Учитывая все это, можно сказать, что основное содержание сна относится к удовлетворению сексуальных желаний молодого человека. Он хочет получать эротические удовольствия бесплатно, сновидение особо подчеркивает данный мотив. Девушки обслуживают сложные механизмы и одновременно изготовляют сладости — все вместе это символически изображает желание утонченных наслаждений, предваряемых и сопровождающихся различными формами ласки.
Хотя в своих желаниях сновидец разборчив и требователен, в отношениях с женщинами он привык занимать пассивно-потребительскую позицию — об этом свидетельствует форма, в которой он назначает свидание понравившейся девушке. Другие должны обо всем договориться, она сама пусть придет в нужное место в назначенное время. Показательны эти 6 часов — при удачном "раскладе" событий в 11 он уже будет дома — еще одно свидетельство детской незрелости и безответственности.
Красная роза, несомненно, символически выражает желание произвести дефлорацию. Это одно из немногих мест в сновидении, где сказывается действие цензуры, вообще же влияние последней, как и работа сновидения в этом случае весьма невелики. Для молодого мужчины представленные в сновидении желания естественны, общий характер половой морали в нашем обществе не связывает с ними чувства вины и стыда. Можно предположить, что у пациента времен Фрейда сновидение было бы более "закамуфлированным". Здесь же цензура вмешивается не столько в изображение сексуально-эротических моментов, сколько в тех случаях, когда речь идет о привычках и чертах сновидца, представляющих угрозу для самооценки и позитивного Я-образа. Более тщательно маскируются черты детскости, безответственность, пассивная позиция, а также желание получать бесплатно утонченные наслаждения (которые у юноши такого возраста обычно ассоциируются с услугами профессионалок). Девушки в сновидении как раз профессионально совершенны, и вообще фирма иностранная, что придает всему контексту сна окончательный "шик".

Сновидение 2.

Я бегу, стараясь догнать знакомую девушку. Но чем быстрее я бегу, тем быстрее идет и она, я не могу ее настигнуть. В конце концов она подходит к какому-то подвалу и спускается туда. Я иду за ней, но при входе меня встречает старик и говорит, что на это требуется разрешение. Я говорю ему, что мне нужна эта девушка на одну минуту. Он меня пропускает, я спускаюсь вниз и вижу инвалида в коляске. Он сидит у заколоченной двери, дальше за ним хода нет. Я выхожу наверх и вижу молодого парня, который наблюдает за автомобильными состязаниями. Перед нами что-то вроде авторалли, две машины быстро мчатся, обгоняя друг друга. Я говорю этому юноше, что я тоже так хочу, а он отвечает: тебе нельзя, у тебя нет прав.
Толкование.
Интерпретация дается в парадигме онтопсихологии А. Менегетти.
Сновидение приснилось молодому человеку после разрыва с девушкой, отношения с которой длились около полутора лет. Разрыв был довольно драматичным и негативно сказался на состоянии сновидца. Сон изображает последствия этой ситуации.
Бег за девушкой символизирует желание разобраться в ро-бственных чувствах по поводу этой ситуации, среди которых есть и вина, и сожаление, и понимание невозможности продолжать отношения дальше, и раскаяние, и удовлетворение, и горечь, и облегчение — и многое другое. Это оказывается невозможным (сновидец не может догнать бывшую возлюбленную). Невозможность ускорить бег указывает также на потерю психической энергии в результате сильных душевных переживаний. Старик, сидящий у двери в погреб, может быть истолкован как "старое, изношенное" состояние организма или нервной системы сновидца. Возможно, это голос Ин-се, предупреждающего, что путь дальше опасен, пока нет "пропуска" — здоровья, для чего нужно восстановить душевные силы. Будучи предупрежден, сновидец, захваченный негативной энергией отношений, все же делает попытку спуститься вниз. Это символическое изображение углубления в болезнь, явно негативный образ инвалида в коляске предупреждает о возможной близости серьезного соматического заболевания. Инвалидность — это состояние, которое может наступить в случае, если сновидец не послушается своего Ин-се и будет и дальше изнурять нервную систему бесполезными переживаниями. Буквально: не остановишься — не сможешь больше ходить вообще.
Вторая часть сновидения — автомобильные гонки — относится, скорее всего, к более общей, в том числе и нравственно-этической оценке ситуации. Повторяющиеся механические действия символизируют бесполезные попытки сновидца как-то уладить ситуацию. Наблюдатель — голос Ин-се, говорящий: тебе нельзя это делать, у тебя нет прав (т.е. буквально "ты неправ"). Ты теперь не контролируешь ситуацию, так что остановись и не желай невозможного. Сновидения, по Менегетти, в нравственном плане заняты только интересами сновидца, заботятся лишь о его здоровье. Поэтому ситуация может значить также: остановись, подожди, пока у тебя не появятся силы. Восстановишься — будешь быстро ездить, т.е. быстро решать проблемы (на бытовом уровне — "плюнь на все и береги здоровье"). Два автомобиля, соревнующиеся в быстрой езде, могут означать также процесс перетекания негативной психической энергии в соматическую сферу (болезнь) или общее истощение и упадок сил у сновидца в результате затянувшегося "соревнования", символизирующего его отношения с девушкой.

Сновидение 3.
Мой день рождения. Все гости сидят за квадратным столом по две его стороны, трое против трех. Сама я как именинница (я седьмая по счету, так как гостей шестеро) сижу одна, как бы во главе стола. Мужчины сидят вперемешку с женщинами.
Приходит старец и зовет одного из гостей, это мой знакомый, который недавно ушел от своей девушки, бросил ее, и та ничего о нем не знает. Я думаю, что надо бы с ним поговорить, узнать, как и что. Старец пришел из Иерусалима, он принес семь золотых цепочек. Он о чем-то шепчется с приятелем и распутывает цепочки. Затем этот знакомый подходит ко мне и говорит: "Наташа, у тебя день рождения 7 ноября, а у меня 7 сентября — давай встретимся 7 октября". Я соглашаюсь.
Толкование.
Используется юнгианская парадигма анализа сновидений.
Сновидение принадлежит девушке-студентке, ей 21 год. Она не замужем, но живет вместе с молодым человеком ее возраста. У нее есть проблема выбора между этим человеком и другим парнем, с которым она недавно познакомилась.
В центре сновидения — квадратный стол, четверичный символ Самости, что указывает на волеченность сновидицы в процесс индивидуации. День рождения указывает на взросление Наташи, т.е. повышение уровня сознательности, большую дифференциацию ее активности. Гости (мужчины и женщины, сидящие вперемешку) могут означать сильную диссоциацию между разумом(мышлением) и чувствами, они собрались вместе за столом, чтобы объединиться и тем самым способствовать "рождению" новой, более целостной личности — индивидуальности сновидицы. Наташа сидит перед столом — это признак нерешительности, пассивности; данную ситуацию в процессе толкования она комментирует так: "Я все вижу, понимаю, но не знаю, что делать — пусть все будет как будет". Гости сидят за столом в правильном порядке, а именинница как бы "не вписывается" в их окружение — перед нами указание на то, что нынешняя жизнь сновидицы на уровне Персоны уже не устраивает ее, она "лишняя" среди людей подобного типа. Наташа сидит за столом седьмая (после шести гостей), это указание на потенциальную возможность появления и развития трансцендентной функции.
Старец, пришедший на день рождения, является фигурой позитивного Анимуса. Он принес семь золотых цепочек, которые и распутывает вместе со знакомым сновидицы. Жизненная ситуация последнего похожа на ту, в которой находится сама Наташа — ее прежний друг стал ей малоинтересен, она подумывает его бросить ради нового знакомого. Старец, распутывающий цепочки — воплощение проспективной функции сна, указывающей на необходимость распутать, освободиться от "золотых цепей" прежнего существования на уровне Персоны. Сновидение выбрало на роль помощника в очередной стадии индивидуации фигуру мудрого старца, пришедшего из Иерусалима — известного символа духовного возрождения и обновления. Он олицетворяет собой функцию мышления, в ассимиляции которой нуждается наташина Самость.
Сама ситуация выбора, сопровождающая процесс индивидуации, поставлена достаточно жестко: или потерять неофициального мужа и вместе с ним — обеспеченное, безбедное существование, многочисленные развлечения, или оставить все как есть, остаться "опутанной золотыми цепями".
Знакомый, помогающий во сне распутывать цепочки, несет в себе некоторые теневые аспекты — Наташа говорит, что она его возненавидела после того, как он вероломно бросил, предал свою девушку. С другой стороны, она уже понимает его, ибо и сама подумывает, как бы ей молча, без лишнего шума уйти от своего сожителя. Эта ситуация напоминает положение, обрисованное в одном из предыдущих сновидений Наташи, в котором также Тень слишком торопится стать интегрированной, "давит" на эго. Вероятно, это отражает чересчур "поспешный" анализ. Для эмоциональной, слегка экзальтированной Наташи (типичной "эмансипированной" девицы), скорее вредна, чем полезна быстрая, ускоренная аналитическая работа.
Просмотров: 1709
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь