|
Аборт как инициация женщины.Автор статьи: Алфимова Елена Николаевна
Тема аборта вызывает широкий спектр амбивалентных чувств – гнев, интерес, тревога, ярость, жалость, стыд, ощущения вовлеченности или, наоборот, непричастности, но всегда, как будто присутствует чувство вины. Есть ли иной, какой-то способ попытаться понять, увидеть психологический контекст, в котором происходит аборт? Давайте попытаемся отойти от клише, которое сопровождает ситуацию аборта в современном обществе, и рассмотрим аборт как инициацию – как протест той женской идентичности, которая связанна только с материнскими свойствами. Работая в городской поликлинике в женской консультации, я провожу доабортное психологическое консультирование всех женщин, обратившихся за направлением на прерывание беременности. Так же я провожу психологическое сопровождение беременности всех стоящих на учете беременных. И вот, что я заметила. У некоторых женщин, имеющих одного, двух детей, первая беременность закончилась абортом. Отвечая на мой вопрос о причине аборта, многие женщины говорили о том, что беременность на тот момент была нежеланная, на тот момент я не хотела становиться матерью, на тот момент материнство не было для меня желанным событием, а иногда и могло помешать мне в моем развитии и становлении, как личности. Это подвигло меня к размышлениям, что является истинной причиной аборта, что скрывается за внутренним желанием женщины не становиться сейчас матерью?
Аборт. На эту тему мало говорится, и еще меньше об этом пишут. Публикации на эту тему в основном имеют целью осветить статистические данные, юридические и социологические аспекты. Ученые рассуждения о вреде здоровью женщины, ухудшению демографической обстановки в обществе, настроены на осуждение и предотвращение аборта. Основной идеей этих публикаций является цель – предотвратить аборт любой ценой. Да и моя работа, как психолога доабортного консультирования заключается, якобы, в том, чтобы «отговорить» женщину от аборта. В оригинальном немецком языке используется слово Ab-ort. Ort означает «место». Abort буквально переводится как «место, которого следует избегать». Для женщины аборт - это серьезная изнурительная и трагическая конфликтная ситуация. Ситуация принятия решения делает её заложницей трагической судьбы. Женщина попадает в ситуацию, когда от ее сознательной позиции зависит жизнь ребенка, а от бессознательной позиции зависит ее женская идентичность, сущность. Внутреннее переживание этой ситуации сопровождается «внешним шумом» - общественное мнение осуждает, кричит, разоблачает, угрожает, винит и стыдит женщину. А что же на самом деле чувствует женщина в ситуации принятия решения об аборте? В современном обществе общепринятая идентичность женщины неотъемлема от материнства. А как же иначе? А иначе тоже может быть. И не всегда понятие женственности равняется материнству. Давайте посмотрим на женскую сущность и с другой стороны тоже. Ритуалами женских инициаций считались ритуалы перехода, от девушки к женщине – первые месячные, первый половой акт, замужество, рождение ребенка.
Считается, что беременость, всегда должна быть для женщины желаемым событием. «Нежелательная» беременность – не за, не против – это третье желание. Природа его заключается в инициации женщины: призвать жизнь, приговорить к смерти. Ритуалы мужских инициаций часто прямо указывают на то, что инициированный мужчина обретает способность убивать других людей, то есть изгонять себе подобных из мира живых. Ритуал перехода юноши к миру мужчин всегда был связан с убийством (ритуальным, военным). Инициация может включать в себя, как реальное убийство человека (во многих африканских странах такие ритуалы инициации сохранены до сих пор), так и ритуальные сражения, и жертвоприношения. Во время ритуальных инициаций инициируемый попадает в экстраординарное пространство, на границе меду жизнью и смертью. Тот, кто способен сознательно сказать жизни «нет», тот так же способен сказать ей и «да». Ритуал – принесение в жертву первенца не рожденного ребенка, то что женщине дороже всего, выводит женщину за пределы односторонней идентичности, приравнивающей женщину только к матери. Существуют разновидности женской идентичности – Артемида, Афина. Миф об Артемиде – вечной юной деве, существование которой никак не зависит от её отношений с маскулиной полярностью, и несмотря на это она являлась богиней, заботящейся и дарующей жизнь всему, что растет на земле, в лесу и поле, охранительницей матери во время рождения ребенка, дающей благополучные роды. Другой пример иной женской идентичности - миф об Афине, рождение которой произошло исключительно благодаря её отцу и через его тело. Афина бросает вызов традиционным прерогативам материнства, посвящая себя вопросом законности и необходимости.
Ева Паттис-Зойя выдвигает гипотезу, что: «Аборт как инициация – это протест той фемининности, фемининной идентичности, которая связанна только с материнскими свойствами». Так что же, на самом деле чувствует, женщина в ситуации принятия решения об аборте? «Аборт может быть понят как бессознательный акт инициации, что повторные аборты указывают на настойчивое стремление к инициирующему опыту, который не удается пережить или завершить». Её предположение позволяет нам взглянуть на ситуацию с совершенно новой точки зрения. Почему некоторые женщины делают по несколько абортов, несмотря на современные средства контрацепции? В моей практике были женщины, которые приходили на аборт каждый год, раз в год, и женщины, которые приходили подряд в течении года 2- 3 раза. Почему они это делали, для чего, чего хотели избежать, или для чего им было нужно это время нематеринства? Этот вопрос не для осуждения, а для размышления. Аборт принадлежит к сфере «табу», он всегда был сопряжен и сопровождался правилами, предписаниями, запретами, законами и ритуалами. Он всегда имел особое значение в жизни женщины, и всегда был символом чего-то. Аборт подобен жизни, подобен смерти, и как синтез того и другого.
В статье использованы материалы книги Ева Паттис-Зойя «Аборты. Утрата и обновление в поисках идентичности».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|