Психологическое занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: «Весенние цветы»
Одним из самых эффективных средств развития личности дошкольника является арт-терапия. Основная цель арт-терапевтической работы со старшими дошкольниками состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить. Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов.
Занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: «Весенние цветы» является частью системы профилактических занятий, проводимых с детьми 5-6 лет. Занятие можно отнести к интегрированным, т.к. в нем используется комплекс арт-терапевтических техник (техника направленной визуализации, рисования, художественного слова, музыкальная терапия и др.). Занятие проводится в заранее приготовленном зале, группе с подгруппой детей (7-8 человек). Время проведения – 25 минут.
Задачи занятия:
1. Создание эмоционально положительного настроя у дошкольников.
2. Сплочение детского коллектива на основе совместной продуктивной деятельности.
3. Развитие коммуникативных навыков в разных ситуациях общения.
4. Снятие эмоционального напряжения.
5. Развитие активного творческого воображения у старших дошкольников, побуждение детей к творчеству.
6. Профилактика эмоциональных, поведенческих нарушений.
Конспект занятия с элементами арт-терапии на тему:
«Весенние цветы»
Оборудование и материалы: большой ватман, пастель художественная, карандаши, музыкальные аудиофайлы «Вальс цветов», «Звуки природы», шаблон цветика-многоцветика, лепестки.
Разминка.
В волшебном лесу растут волшебные цветы. Волшебные они потому, что умеют разговаривать и двигаться. Они, как дети, очень любят играть и озорничать. Цветы эти очень красивые.
А какие цветы вы знаете? (Выслушать ответы детей).
Хотите стать волшебными цветами? Я полью вас из леечки волшебной водой (имитирует полив, можно посыпать немного конфетти), и вы превратитесь в цветы.
Ты волшебная водица,
Лейся на головки.
Превращай скорее деток
В разные цветочки.
Что-то моя вода не подействовала. Помогите мне. Повторяйте за мной: «Розы, розы (2 хлопка), васильки (3 притопа), мы – волшебные цветы (разводим руками).
Волшебство сработало! Ах, в какие красивые цветы вы превратились! Лепестки нежные, разного цвета, стебельки тонкие, гибкие, резные листья!
Покачайте головкам, попробуйте, как гнется ваш стебелек, пошевелите пальчиками-листочками.
Основная часть.
Упр. «Цветик-многоцветик»
Ребятам предлагается разукрасить лепестки цветка в соответствии со своим настроением.
Упр. «Росток»
Цветы вырастают из маленького семени.
Покажите, какой величины это семечко. А какой величины цветы из него вырастают, покажете?
Представьте, что пока вы – маленькое семя, оно лежит в земле. Присядьте, обхватите голову руками. Но вот пригрело солнышко, и семечко начало прорастать. Поднимите ладони, раскройте ладони. Это маленький слабый росток. Солнышко греет все сильнее, прошел теплый дождик, и росток стал подниматься все выше и выше. И мы поднимаемся, руки вверх, в стороны. Ветерок нас раскачивает, солнышко пригревает, цветочки улыбаются солнышку, подставляют свое лицо, листочки-ладошки. Как хорошо, как приятно!
Массаж рук с карандашами.
1) Покатать карандаши в ладошках, меняя темп медленнее-быстрее;
2) В кулаке одной рукой карандаш протолкнуть, вытащить и опять повторить. Менять руки по очереди;
3) Пошевелить карандаш двумя пальцами: болшим и указательным, большим и средним и т.д.
Игра «Цветик семицветик»
Дети рисуют на лепестках свое желание.
Пальчиковая гимнастика. Дети рисуют в воздухе ладошками воображаемые разноцветные цветы, небо, солнце, травку.
Завершение
А теперь я приглашаю все цветы на бал (под музыку «Вальс цветов»). Закружимся в цветочном хороводе.
Пора возвращаться в группу. Сейчас я хлопну три раза в ладоши, и вы снова станете детьми – умными и добрыми.