Ученые выявили несколько предсказуемых психологических эффектов при манипуляции с деньгами ( Википедия):
Денежная иллюзия — тенденция человека воспринимать номинальное, а не реальное количество денег, то есть не делать поправку на инфляцию (E. Shafir et al., 1997; Fehr and Tyran, 2001).
Денежный консерватизм — сопротивление любым денежным реформам, даже если они полезны. Примером может служить сопротивление введению монеты в один доллар в США (Caskey and St Laurent, 1994).
Денежное табу — культурные ограничения на денежный обмен, даже если такой обмен желателен с экономической точки зрения. Например, в некоторых культурах не принято платить за секс и дарить родителям и дедушкам и бабушкам деньги.
Эффект замалчивания. О деньгах не принято говорить. Несомненной трудностью, связанной с изучением индивидуальных особенностей отношения к деньгам, является «закрытость» данной темы. Место денег и внимание к ним людей в отечественной психологии часто недооценивается, денежная тематика упускается, замалчивается, считается профанной и неприличной для обсуждения, вытесняется. Как говорят англичане «Любой разговор – это разговор о деньгах», но эта тема идет подтекстом. О деньгах в некоторых культурах не принято разговаривать. Как отмечают российские исследователи, «крайне деликатными для того, чтобы их можно было обсуждать с интервьюером, участники опроса считают такие темы, как … размер и источник доходов (67,7%), денежные накопления (73,2%), супружескую измену (77,6%) и сексуальные отношения (78,5%)» (Мягков, А.Ю. 2002). На это обращает внимание и А.Б. Фенько: «Подтверждением аффективной заряженности темы денег для респондентов стало и недоверчивое отношение многих из них к самой процедуре опроса. Так, в одной из групп, где респондентами выступали школьные учителя, 58% отказались заполнить анкету, сочтя вопросы «неприличными» (Фенько А.Б., 2004).
Эффект денежного напряжения – эмоциональная насыщенность отношений людей к деньгам и отношений между людьми по поводу денег. Деньги сопровождаются любовью и ненавистью, завистью и жертвенностью, люди испытывают разные, но, как правило, сильные чувства, что характеризует эту сферу как эмоционально зараженную, контрастную или амбивалентную в отношениях к деньгам. Обратной стороной данного эффекта является феномен приписывания эмоционально значимым явлениям повышенной денежной стоимости. Наглядный пример можно обнаружить в статье Макса Зингера «Жизнеспособность мифических чисел» (2005), в которой автор показывает, что реальный ущерб от имущественных преступлений наркоманов в Нью-Йорке переоценивается примерно в 10 раз, но при этом «мифическое» число устойчиво в сознании людей и постоянно используется в официальных источниках. Этот феномен можно объяснить тем, что происходит компенсация эмоционального напряжения благодаря завышенной – в денежном выражении – стоимости явления или его последствий.
Эффект иллюзии материальности денег. Традиционно деньги относят к сфере материального, потребность в деньгах считают материальной потребностью и ценность денег — материальной ценность. В своих работах М.Ю. Семенов (2005, 2010) развивает идею о том, что деньги не относятся исключительно к материальному, а, являясь социально-конвенциональным средством, могут быть использованы для удовлетворения большинства потребностей, в том числе и социальных, и духовных. Однако смещение положения денег в социальных представлениях ученых в сторону материального М.Ю. Семенов объясняет тем, что типичные материальные потребности легко удовлетворяются за деньги, а потребности социальные или самоактуализационные для удовлетворения кроме обезличенных денег предполагают использование личностных ресурсов.
Эффект денежной профанации. Использование денег в качестве оплаты труда и прочих видах взаимодействия людей показывает количественную оценку этих действий, что превращает взаимодействие людей из сакрального, необычного в профанное, ординарное. Такая трансформация переживается как опошление и оценивается людьми негативно. Поэтому, например, в российской культуре родственники предпочитают оказывать друг другу услуги бесплатно или бартером.
Эффект разных денег. Хотя люди используют одно слово «деньги», значения могут быть различные, как различны и сами деньги: деньги вообще (как функция), наличные и безналичные, монеты и купюры, рубли и доллары, деньги на депозите или на кредитной карте. Разные деньги – разные отношения, разные люди – различное отношение к одному и тому же виду денег. В психосемантическом исследовании с использованием частного семантического дифференциала, проведенном А.А. Капустиным в Ярославле (1999), зафиксировано множественное отношение к различным монетарным формам (рубли, доллары) и монетарным понятиям (деньги и идеальные деньги). Так, реальные деньги характеризуются как злые, безнравственные, невидимые, а идеальные деньги — как чистые, надежные, добрые, легкие, нравственные, щедрые, уважаемые. Поэтому в исследованиях обычно указывается, о каком виде денег идет речь, и при сравнении исследований необходимо обращать внимание на этот момент.
Эффект размера денег. Изменение суммы денежных средств предполагает и изменение правил обращения с ними. Мелочь не поднимают (см. исследования А.Фернема в 1984-1985 гг., Семенова М.Ю. в 2009 и 2010 гг.), а крупные суммы стараются скрывать. Очевидно, что на континууме величины денежных средств существуют определенные пороги, после которых происходит изменение отношения к деньгам. Например, известный в США "порог ста долларов".
Эффект одалживания. Обычно морально осуждается заимствование денег и морально одобряется одалживание, причем в виде безвозмездной финансовой помощи. Социальные нормы и стереотипы финансового поведения граждан в России не дают однозначного ответа на вопрос: одалживать деньги или нет. Одалживание и кредиты являются в начале 2000-х постоянно обсуждаемой темой: сначала как источник развития потребительского спроса и новая для россиян сфера денежных отношений, а затем – как источник стресса и новых форм поведения при возникновении финансовой задолженности.
Эффект индивидуального экономического поведения. Денежное поведение, его формы и его мотивация существенно различаются на макро-, мезо- и микроуровне. Экономика и социология активно исследуют эту тему, но в основном на макроуровне, на уровне социальных общностей. Индивидуальное экономическое поведение оказалось существенно отлично от поведения групп и организаций (см., например, Паркинсон С. Н. "Законы Паркинсона"), исследования в этой области активно проводятся как в рамках поведенческой экономики, так и в рамках экономической психологии.
Эффект денежной арифметики. Формально логические математические операции (сложение, вычитание, деление и т.д.) с абстрактными числами и с деньгами имеют отличные правила и нормы. Такие операции с деньгами М.Ю. Семенов предложил называть «денежной арифметикой».
Эффект преимущественной ценности денег. Деньги более ценны, чем товары аналогичной стоимости. Деньги — очень пластичная вещь: они легко превращаются в другие вещи или услуги благодаря распространенности операции купли-продажи. Т.е. деньги крепко связаны с торговлей и обслуживают социальный обмен. В отличие от большинства вещей деньги – высоко ликвидный товар, поэтому деньги крайне редко бывают ничейными, за исключением мелочи. Переход денег в обмен на вещи проще, чем вещей — в деньги, поэтому государство, участвуя в операциях «деньги-товар», как правило, защищает сторону тех, у кого деньги. Закон РФ "О Защите прав потребителей" создан для защиты держателей денег - потребителей. Большинство вещей требует больше ресурсов (временных, интеллектуальных, материальных, физических, социальных и пр.) для того, чтобы превратиться в деньги или другие вещи, а вот обратная операция осуществляется гораздо проще.
На нашем тренинге мы будем открыто говорить о деньгах, об их значении и роли в нашей жизни. И выстраивать гармоничные отношения со своим денежным потоком. Приходите, Вас ждет много открытий! Богатства Вселенной безграничны, взять их у неё - наша задача. Будем брать)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.