|
Фабр д'Оливе. Космогония Моисея. Глава VIII. Скопление видовФабр д'Оливе.
Вещи разделенные, соединяясь, возвращаются к своим общим принципам 1. И вспомнил (ва-изекар)[1] Элоим о существовании Ноаг' и о существовании жизни животной, и обо всем роде четвероногих, заключенных вместе в Тебаг, в этом святом убежище. И повелел Элоим пройти дыханию (pyaг') по земле от одного конца до другого, и было укрощено расширение вод ва-ишоку (га-маим)[2]. 2. Источники безграничной потенциальной бездны (тгом) были заключены, умножающие силы вод остановились в небесах; и водная атмосфера, падавшая массою, истощилась. 3. Взволнованные периодическим движением прилива и отлива, уравновешенные на земле воды пришли наконец в свое первое состояние (ишубу)[3]; они ограничились, сжались сами в себе (ва-игесеру)[4] в конце ста пятидесяти световых периодов. 4. В седьмое[5] новолуние, в семнадцатый день новолуния Тебаг' остановился (танаг')[6] на высотах Арарата[7], т. е. при первых мерцаниях отраженного хода Света. 5. Но воды, все еще волнуемые непрестанным приливом и отливом, были подвержены этому двойному движению – уноситься вперед и возвращаться назад в свое первое состояние – до десятого (га-хашири)[8] новолуния. И только в первый день этого десятого новолуния появились элементы, принципы естественного рождения, вершины гор. 6. Тогда окончилось сорок дней, и Ноаг освободил свет, (галон)[9], который он прежде сделал для Тебаг. 7. И выпустил Хереба[10], западный мрак, который, приняв попеременное движения, выхождения и возвращения, следовал и будет следовать этому периодическому движению до совершенного высыхания вод на поверхности земли (арец). 8. Затем он выпустил вместе с ним пластическую силу Природы (ионаг)(11), чтобы узнать – облегчились ли воды на лице адамического элемента. 9. Но Ионаг' не нашла места покоя (маноаг')[11] чтобы приложить свое порождающее действие (лекаф-рагелга)[12], и возвратилась к нему в Тебаг', потому что воды занимали еще всю поверхность земли. И он распростер руку свою (свое могущество идо[13]) и, освободив, вернул ее к ce6е в Тe6aг'. 10. И повременив еще один септенер других световых периодов, он снова выпустил Иону из Тe6aг'. 11. Но оно вернулось к нему, это пластическое свойство Природы, Ионаг', в то же время как и западная темнота, хереб, – как голубь убегающий от черного ворона, – неся в себе квинтэссенцию огненной эссенции (холег заит)[14]; так что Ноаг по этому знаку узнал, что облегчились воды на земле (арец). 12. Не смотря на это он повременил еще один септенер световых периодов, после которых снова выпустил Иону: но это порождающее пластическое свойство, уйдя, уже не вернулось к нему. 13. Следовательно это было одно (агат)[15], и шестьсот временных онтологических изменений, в самом начале в принципе принципов (барашон[16]), в первом новолунии; было, что воды убавились (гарбу[17]) на земле; тогда Ноаг' снял покров (иacap микесег'[18]) сТебаг', исследовал и увидел, что действительно воды ослабели, и высохли на поверхности адамического элемента. 14. И таким образом земля (арец) высохла (ибашаг) во втором новолунии в двадцать седьмой день этого новолуния. 15. И сказал (идабар)[19] Элоим Ною: 16. Выйди (цеа)[20] из Teбаг' ты, и ВМЕСТЕ с тобой твое деятельное волевое свойство, твои эманационные порождения и физические качества твоих произведений. 17. И уведи с собой всякую животную жизнь, всякую телесную форму, в птице, в четвероногом, во всяком виде пресмыкающегося, извивающегося по земле, и пусть все распложается, плодоносит и размножается в изобилии. 18. Hoar' вышел из Te6aг, он и его эманации, его волевое качество и физические качества его эманации; все вместе с ним. 19. Все виды животного, пресмыкающегося и летающего, все, что движется по земле движением сжимающимся; все эти различные виды существования произошли из Тебаг' по роду своему (мешфег')[21]. 20. Тогда Ноаг воздвигнул жертвенник (зебег)[22] для Иeoa, и взяв от всякого чистого рода животной жизни и от всякого чистого рода летающих, он воскурил к небесам святое курение (ва-ихал-Холот)[23] с этого места жертвоприношений. 21. И Иeoa, вдохнув благоухание этого сладостного возношения (эт-pиaг')[24], сказал в глубине сердца своего: в будущем Я не прокляну адамического элемента по отношению к Адаму; ибо сердце этой вселенской сущности зачало (иецер)[25] зло (pax)[26] с своими первыми биениями (ми-нехураио)[27]. Я также не поражу всякого элементарного существования так жестоко, как Я это сделал. 22. И в течение того времени, как световые периоды один за другим следовали на земле, семя и жатва, холод и жар, лето и зима, день и ночь[28] не переставали чередоваться.
© Psyoffice.ru
[1] Ва-изекар – и Он вспомнил. Корень кр имеет значение: важный, явный т. е. резко выраженный, отчетливо запечатленный; врезавшийся в памяти. Этимологически он составляется из элементарного корня ар + к, знак уподобления. Если этот корень управляется знаком з, то получает значение – память, и кроме того употребляется для выражения понятия – мужественность, в этом значении он выражает в переносном смысле то свойство человеч. разумения, кот. сохраняет отпечаток чувств, образов, следов идей, памяти, мужественности. Такая множественность значений требует, для каждой области знания, соответствующего смысла. [2] Ва-ишоку – укротились; ограничились в самих ce6е. Корень ак развивает все идеи сдавливания, сокращения, ограничения; управляемый знаками движения относительного ш образует глагол шук, изображает наиболее живо действие Божественного дуновения на вздутие вод. Удаление этого дыхания (гл. VII. ст. 16) имело следствием то, что воды, предоставленные своему собственному импульсу; пришли в расширение. Употребляя глагол шук, Моисей наилучшим образом рисует восстановление этого нарушенного равновесия. [3] Ишубу – возвратились в свое первое состояние. Корень шб – возвращение, восстановление в прежнее состояние. От него образуется глагол шоб, кот. немного далее в тексте находится в соединении с др. глаголом галок = двигаться во всех направлениях. Составленное так. обр. выражение галок ва-шоб указывает на существование в морях и водах, покрывающих землю, движения попеременно взад и вперед. Современные физики начинают подозревать о существовании такого движения. "Халдейская версия" – говорить Ф. д'Оливе – "следующая: и они возвратились в свое первое состояние, воды . . . удаляясь и возвращаясь попеременно". [4] Ва-игесеру – и сократились сами в ce6е. Корень гс или гус составляется из двух знаков: г = элементарное существование, символ работы природы и с = движение круговое, ограничивающее, и вообще всякое ограничение. Глагол гус = делать усилие над самим собою, сокращаться, сжиматься. [5] Седьмой = Шебихи. Имена чисел заключают в ce6е великия тайны, т. к. являются символами сил действующих в Природе: напр. число семь – Шебах – есть всегда число совершения времен и вещей. Тебаг пришел в движение во второе новолуние и остановился в седьмом. Число два – шеш или шен – эмблема всякого изменения, всякого перехода из одного состояния в другое. [6] Танаг' – он успокоился. Корень нг – входит как в состав имени Ноаг, так и в глагол ног', но имя Ноаг' означает – покой элементарной Природы, а пот. и глагол ног' должен означать состояние покоя элементарной природы. [7] Арарат, гора, где остановился мистический Тебаг', несущий в своем лоне надежду природы и зародыши нового существования. Слово это составлено из двух корней: аор и рт; аор = свет (гл.1 ст. 3); рт (составлен из р, движение собств., и т, сопротивление) = движение управляемое или направляемое чем-нибудь. Т. обр. этимология слова Арарат указывает на следующее значение: отраженный ход света или очаг светового истечения. Почти все религии сохранили в своих священных писаниях воспоминания о всемирном потопе, по окончании которого мистический Тебаг' остановился на горе. Николай Дамасский гору эту называет Баррис, Бероз – Сепарис или Сепара. Греки называли ее Люкореос, световая гора, место Парнаса, где остановился Девкалион.. У древних Американцев была гораОлагми, куда укрылись от потопа остатки человеческого рода. [8] Га-хашири, – десятый. Число хешер есть символ силы соединяющей, символ действующей элементарной силы. Ф. д'Оливе говорит, что слова Космогонии выбраны так, что м. б. понимаемы в тройном значении, т. напр.: рашеи гагарим в простом смысле значит головы, вершины гор, в смысле фигуральн. – принципы, начала беременностей, в гиероглифическом – начала элементарных зарождений. [9] Галон – ночной свет, световой источник, назначенный чтобы светить для Тебаг' во мраке. Отбросив приставку га, мы получаем понятие лон или лун, что значит луна. Это необходимо внимательно отметить. [10] Хереб. Корень этого слова Хр. слепота, лишение света физичес. или интеллектуального, в соединении с понятием рб, – собственное движение, получающее импульс от внутр. деятельности, – образует сложное понятие: движение к распространению как в физ., так и в нравственном (в данном случае темноты). В крайнем матер. смысле – ворон. [11] Ионаг'. Совершенно так, как крайняя матер, аналогия понятия Хереб означает ворон; так матер. аналогия понятия Ионаг' означает голубь: ибо была подмечена физ. аналогия этих объективн. форм и их внешних качеств с нравственными космическими свойствами, воплотившимися в этих птицах. Всякое свойство-сила стремится воплотиться в объективную форму. Это астрологический закон. Чернота ворона, его печальный вид; жадность, с кот. он пожирал существа, кот. овладевал, – все это дало основание избрать его как символЭреба. Напротив того, белизна голубя, его нежность, склонность к любви побудили избрать его как эмблему порождающего свойства и пластической силы Природы. Он символ Венеры, а также Ассирийского государства и Греческой Ионии. Корень этого слова ион = мягкость, нежность, способность принимать всякие формы (пластичность); в частности, это – земля белая, глинистая, тягучая. Понятия ион и эун имеют след. различие: эун – существо неопределенное, – ион есть то же самое существо, но перешедшее из могущества в действие. Маноаг' – понятие, в кот. входит имя Ноаг'. [12] Лекаф-рагелга – чтобы приложить свое движение. Это понятие имеет также тройной смысл: собственный, фигуральный и иероглифический. Корень каф, входящий в состав первого слова, заключает все идеи кривизны, впадины, сгибания; в очень тесном смысле, это – ладонь руки, подошва ноги. Корень рг или par второго слова дает идею органического движения. В соединении со зн. управляющим л, он выражает идею усилия и движения души или тела к какому-нибудь объекту физ. или нравственному. И потому если видеть в Ионаг' качество порождающее; то понятие Лекаф-рагелга будет означать – сообщать, прилагать порождающее движение этого самого качества. [13] Идо – его рука. Это выражение – того же порядка: если Hoaг' – челов. телесный, то ид = рука; но если он сущность космогоническая, выражающая собой покой Природы и хранителя элементарного существования, – тогда его покровительствующее могущество заботится о том, чтобы вернуть к себе свое качество, пущенное в действие раньше времени. [14] Холег-заит. Это – также выражение символическое. И если ионаг' = порождающей силе Природы; то холег'-заит = очищенной огненной эссенции. Точно также слово фи в смысле символическом означает понимательную способность нравственного существа; тогда как в смысле буквальном – клюв птицы. Корень слова холег, – хл = все то, что высоко, прекрасно; более возвышенно чем другое из этого же рода, Заит в смысле гиeporлифич. значит световая эссенция чего-либо. Это слово состоит из двух корней: аот – эссенция и зи – то, что сияет и отражается как свет. [15] Агат – единица. Это число есть символ постоянства вещей. [16] Барашон = в принципе принципов, в начале начал. Коренное слово реш, к кот. прибавлен слог он. В 1 гл. ст. 1 говорится, что Элоим сотворил небо и землю в принципе (берешит). Это слово берешит имеет тройной смысл: 1) простой, 2) фигуральный и 3) гиероглифический. Жрецы египетских святилищ выражали свою мысль тремя способами: первый – простой и ясный, второй – фигурал. и символический и третий священный или гиероглифический. Слово берешит этимологически составлено из коренного понятия реш, что значит: 1 – голова, 2 – глава, начальник, 3 – принцип действующий. Слово это управляется приставкою б, кот. придает слову значение орудия, посредством которого что-либо совершено. Получил окончание ит, берешит принимает значение: в буквальном смысле – прежде всего, в символическом – в принципе, в возможности бытия. К определению гиероглифического смысла м. подойти след. образом: слово реш; 1-ое значение – голова, 2-ое – принцип. Но что такое принцип? Это – точка в центре круга; централ. точка, развертывающая окружность, есть гиероглиф всякого принципа. [17] Гарбу. Глагол гроб значит разрушиться, истощиться. Корень гр == жар элементарный, пожирающий; огненный очаг. [18] Иacap микесег'. Глагол исор значит возвышаться в знании, в образовании. Микесег' – покрывало, завеса. И точно также, как в смысле космогоническом Тебаг, нельзя принимать как физ. корабль, ковчег, – так и микесег' не есть физ.кровля, а элементарн. завеса. [19] Идабар. Здесь два корня: дб = порождающее распространение; бр = деятельное произведение. Все же слово значит: внешнее выражение. [20] Цеа. Слово это составлено так, что выражает исхождение из границ, разрушив преграду, после чего и получает распространение. [21] Мешфег. В состав этого слова входят два корня: меш – идея всякой вещи соединенной, образованной, так сказать массы, фег – идея чего-нибудь, что открывается, чтобы занять большее пространство, окружить, включить в себя, напр. сеть. Соединенные вместе, они образуют понятие – семья, племя, нация. [22] Зебег' – место жертвоприношения, жертвенник, алтарь. Корень этого слова зб перешел в египетский язык из эфиопского. [23] Ва-ихал Холот – Он воздвиг возвышение. Корень, как глагола хал, так и существительного холот, один и тот же – хл, характеризует все, что энергично стремится к возвышению, от низкого к высокому; что химически сублимируется, спиритуализуется в прямом и переносн. смысле. [24] Эт-pиar' – дух благоухающий. Эт или ат – есть член винительного падежа. Имя существительное pиaг' и глагол иараг' (вдохнуть) имеют один корень руг', кот. также входит в слово руаг' (гл. I ст. 2, гл II ст. 6 и 7). Следует заметить, что в слове pиar' знак потенциального проявления и заменил знак узла связующего и превратимости у (в о или в в). [25] иецер – зачало, образовало. Слово это составлено из корня ар (элемент, принцип) и приставки и, образует глагол цур = образовать, связать составные элементы какой-нибудь вещи. Если этот глагол принимает вторую приставку и (знак проявления и продолжительности), то значение его будет: он сделал субстанциальным, образовал для вечности. [26] Pax – зло. Корень ах, или ух, или ху, заключает идею извращенности, несправедливости, нравствен. порчи. Управляемый знаком собств. движения р, означает зло в действии. [27] Ми-нехураио. Корень нух значит импульс, данный состоянию, чтобы возбудить его, взволновать, вывести из оцепенения. [28] Зародыш, семя зерах = разделение, уменьшение, разделение зла. Жатва Кацир – цель страдания и конец его. Холод – кор, означает все, что резкое, колкое, проникающее, крутое, сильное. Жар – гом, все красивое, ограниченное, пригорелое. Лето – каиц. Корень кц – конец, вершина, цель всех вещей. Знак проявления и указывает на достижение, осуществление. Зима гореф состоит из двух корней гор = элемент. жар, и руф = разрушить, остановить. Следов. гореф = прекращение жара. Категория: Учения, Литература по каббале Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|