ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ»
/старший дошкольный возраст/
ЦЕЛЬ: Дать детям представления о событиях Великой Отечественной войны через знакомство с песнями военных лет.
ЗАДАЧИ:
- Учить вслушиваться и понимать содержание и характер военных песен; сопоставлять их с конкретными образами и действиями.
- Использовать ДМИ для аранжировки марша, согласовывая свои партии в оркестре.
- Исполнять песни слаженно, выразительно. В танцевальных движениях передавать плавность и красоту музыки.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину.
Скачать: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ» (полный конспект)
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Много лет назад 22 июня на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. Нелегко пришлось нашим защитникам, но они отстояли победу. И на протяжении всей войны поддерживали наших солдат песни. Эти песни мы храним и поем до сих пор. Нет ни одного российского человека, который бы ни знал военных песен. И именно об этих песнях мы поговорим сегодня.
Все, кто мог держать оружие, уходили на фронт.
И от моря и до моря Поднялись большевики. И от моря и до моря Встали русские полки.
Призывно и тревожно звучали в эти дни слова песни «Священная война» композитора Александрова.
/ФОНОГРАММА ПЕСНИ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА» МУЗ. АЛЕКСАНДРОВА/
- Что вы можете сказать о характере этой песни? /ответы детей/
- Да, это песня отважная, мужественная, такая, как и наши защитники, которые все, как один поднялись на защиту Родины.
Провожали их замечательным маршем «Прощание славянки». Мы начинали его разучивать на музыкальных инструментах. Давайте исполним его еще раз.
/ИГРА НА ДМИ «ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ» муз. В АГАПКИНА/
- Насмерть стояли наши солдаты, порой даже не зная название того поселка, который они защищали. И часто бывало так, что из целого взвода, батальона оставалось в живых всего несколько бойцов. Об этом поется в песне композитора М.Баснера «На безымянной высоте».
/СЛУШАНИЕ «НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ» МУЗ. М. БАСНЕРА –ф-но/
- После трудных боев солдаты отдыхали в землянках и готовились к новым сражениям. Вы знаете, что такое «землянка»? /ответы детей/
- Разжигали огонь, грелись и, конечно же, вспоминали своих близких и родных, оставшихся ждать их дома.
Так родилась песня «В землянке». Написал ее композитор Листов, а слова придумал Алексей Сурков. В ее спокойной, задушевной интонации солдаты передавали свою тоску по дому, родным. Это была одна из самых любимых песен в годы войны. Такой же осталась она и теперь. Многие из вас выучили с родителями эту песню и сейчас мы ее исполним.
/ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «В ЗЕМЛЯНКЕ» МУЗ. ЛИСТОВА – аккордеон/
- А дома, в тылу ждали солдат их семьи: матери, жены, дети. Им тоже приходилось нелегко – они работали за себя и за своих солдат: готовили снаряды, оружие, выращивали хлеб и отправляли все на фронт.
Горячо верили, что Россия победит и надеялись, что их любимые обязательно вернутся с войны и обязательно – героями. И писали им письма.
/ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И.УТКИНА «ПИСЬМО НА ФРОНТ» /
Если будешь ранен, милый, на войне, Напиши об этом непременно мне. Я тебе отвечу в тот же самый вечер, Это будет теплый ласковый ответ.
Все проходят раны – поздно или рано, А любовь, мой милый, Не проходит, нет! Если вдруг изменишь, встретишься с другой…
И об этом пишут в письмах, дорогой. Я тебе отвечу… ну, не в тот же вечер, Только будь уверен, что ответ придет. Все проходят раны – поздно или рано…
Погрущу, поплачу… Может быть, пройдет. Но в письме не вздумай заикнуться мне О другой измене – клятве и войне.
Ни в какой я вечер трусу не отвечу, У меня для труса есть один ответ: Все проходят раны – поздно или рано, А презренье к трусу не проходит, нет!
- Чего не прощали девушки своим парням? (трусость, предательство)
- Очень страшной и тяжелой была война! И бои шли не только на фронте. Фашистские самолеты-бомбардировщики «Мессершмидты» бомбили мирные города, и тогда погибали мирные жители: старики, женщины, больные и даже маленькие дети.
/СЛУШАНИЕ ПЕСНИ В.ЕГОРОВА «ПАНАМКИ» — гитара/
- Но вот в войне наступил переломный момент, и наша армия из обороны перешла в наступление, прогоняя фашистов с русской земли. Появились новые виды орудий. И одним из самых значимых стала минометная установка, ласково называемая «Катюша». Любимой в годы войны стала песня с таким же названием. Любимой она остается и в наши дни. Эту песню знают не только в нашей стране, но и во всем мире. Мальчики споют эту песню, а девочки – станцуют.
/ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «КАТЮША» МУЗ. БЛАНТЕРА/
- Наши бойцы защитили свою Родину, а потом стали освобождать и другие страны: Польшу, Румынию, Болгарию. Они были сильными, отважными, мужественными. Подарили нам мир, и мы его должны сберечь. Для его защиты нам нужна крепкая армия. А вы хотите стать солдатами? Что для этого нужно делать?
/ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «БУДУ Я СОЛДАТОМ» МУЗ. ВЕЛИЧКО/
- Но много, очень много солдат погибло в Великой Отечественной войне, защищая свой дом, свою землю, семью и нас с вами.
Помните! Через века, через года! Помните! О тех, кто уже не придет никогда!
Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны! Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны! Почтим память героев, не вернувшихся с войны, минутой молчания.
/МИНУТА МОЛЧАНИЯ/
- В память о героях Великой Отечественной войны в каждом городе, в каждом селе есть памятники погибшим солдатам. И люди несут туда цветы. Мы тоже возложим цветы в память о наших защитниках, погибших в годы войны.
/возложение цветов к импровизированному памятнику под песню «Журавли» Я.Френкеля/
- Мы будем беречь мир, беречь свою Родину с ее необыкновенно красивыми полями, реками, лесами, в которых шумят русские березы.
/ХОРОВОД «БЕРЕЗКА» /
- Сегодня мы вспоминали песни военных лет, песни о войне. Какие из них и чем вам запомнились? Какие военные песни вы поете дома с родителями?
/ответы детей/
Пусть не будет войны никогда! Пусть спокойно уснут города. Пусть сирены пронзительный вой Не звучит над моей головой!
Ни один пусть не рвется снаряд, Ни один не строчит автомат. Оглашают пусть наши леса Только птиц и детей голоса.
Пусть спокойно проходят года… Пусть не будет войны никогда!
- А закончим мы наш разговор торжественным маршем победы с красными флажками.
/МАРШ С ФЛАЖКАМИ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» МУЗ. ТУХМАНОВА/
Величко Т.Н. – музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБДОУ №103 г. Оренбурга
|