Петр Шалимов. Спираль когнитивной рекламы. - П.Ю. Шалимов

Когнитивная реклама (Cognitive advertisement) — новый вид рекламных технологий, основная цель которых сделать потребителя рекламного продукта участником рекламной акции. Когнитивную рекламу следует относить к рекламе с непрямым воздействием на потребителя, занимающую нишу между интерактивным маркетингом, рекламой в компьютерных играх и технологий на основе нейролингвистического программирования. От интерактивного маркетинга когнитивная реклама отличается самым главным — участием потребителя в рекламной акции. От рекламы в компьютерных играх отличается видом рекламного контента: в когнитивной рекламе игровой и рекламный контенты совмещены.

С точки зрения психологии наибольшее сходство с когнитивной рекламой имеют технологии на основе нейролингвистического программирования: в обоих случаях воздействие на мышление человека оказывается на подсознательном уровне. В когнитивной рекламе человек участвует в рекламной акции, сам того не предполагая. С точки зрения конкретного потребителя рекламного продукта он участвует в телевизионной игре. Естественно с позиций зрителя. Технология когнитивной рекламы пока не получила широкого распространения. Основные причины этого — малое время жизни когнитивной рекламы и уникальность основного инструмента.

когнитивная реклама

Основной инструмент когнитивной рекламы — телевизионная игра викторина «Загадочные картины». От большинства игр-викторин, которых немало телевидении, эта игра отличается типом вопросного контента, который в данном случае графический. Такая особенность используется в когнитивной рекламе, для привлечения внимания, переключения внимания в обобщенную заинтересованность, которая в свою очередь переключается предметную заинтересованность. В принципе может быть любой другой инструмент. Главное, чтобы он обеспечивал выполнение основного условия — участие потенциального потребителя рекламного продукта в рекламной акции на сознательном и бессознательном уровнях. На примере телевизионной игры викторины «Загадочные картины» потенциальный потребитель рекламного продукта — зритель игры. Он пытается ответить на вопросы викторины и тем самым становится участником рекламной акции, поскольку графический контент игры является рекламой.

Одно из основных требований когнитивной рекламы — отсутствие (или минимальное присутствие) идентификационных признаков предмета рекламы. Это будет загадкой, которую зритель должен разгадать. Таким образом, формальных оснований для отнесения когнитивной рекламы к скрытой рекламе нет. Процедурная организация игры и специальный подбор последовательности заданий сделают задачу «разгадывания загадки» интересной, в определенной мере несложной.

Спираль когнитивной рекламы заключается в последовательном включении следующих процессов интеллектуальной деятельности: внимание — мышление — память — внимание (к новой порции информации, на новом витке спирали). Сейчас проект когнитивная реклама существует только в виде интернет версии телевизионной игры. На сайте игры размещены программы, позволяющие продемонстрировать основные положения когнитивной рекламы и взаимодействие процессов интеллектуальной деятельности, включенных в «спираль когнитивной рекламы».

Внимание, как процесс настройки потенциального потребителя рекламного продукта на восприятие нужной для рекламодателя информации организуется постепенным переключением с игрового задания викторины на рекламное задание. Первая стадия привлечения внимания — просмотр телевизионной игры викторины на этапе показа не рекламных заданий. Вторая стадия предполагает показ изображений рекламного характера. Каждое вопросное задание состоит из изображения предмета рекламы и списка вопросов, относительно идентификации либо самого изображения, либо его части.

Процесс мышления в современных рекламных технологиях недооценивается, вплоть до полного отрицания необходимости этого процесса у потребителя рекламного продукта, на долю которого отводится только примитивное потребление навязанных ему информационных решений. Следует отметить, что такой подход находит ответ, желанный для рекламодателя, но только у части потенциальной аудитории.

Принципиально иное отношение к процессу мышления у технологии когнитивной рекламы. В данном случае мышление — стержневой процесс. Множество определений понятия мышление сводятся к обязательно присущему этому процессу обработки информации установлению связей между объектами предметной области. Процесс мышления обязательно должен приводить к генерации новых личностных знаний, в том числе при соотнесении с уже имеющимися знаниями. Процесс мышления в когнитивной рекламе начинается с предъявления вопросного задания, при попытке ответа на которое пользователь неизбежно проводит операции сопоставления элементов изображения, соотнесения с уже имеющимися знаниями. Следовательно, в спираль когнитивной рекламы включается память.

Память в когнитивной рекламе, также как и в остальных технологиях, является процессом, имеющим отношение непосредственно к целям рекламной акции. Принципиальное отличие использования процесса памяти в традиционных рекламных технологиях, от когнитивной рекламы заключается в характере закрепления нужной для рекламодателя информации. В традиционной рекламе — через многократное повторение коротких рекламных сюжетов, содержащих требуемую для запоминания информацию. В когнитивной рекламе через относительно длительный показ рекламных сюжетов, не содержащих требуемого решения. Требуемое решение пользователь находит сам, задействовав процесс мышления.

Ниша когнитивной рекламы выделяется по критериям «потенциальный потребитель» и «предмет рекламы». Потенциальный потребитель когнитивной рекламы описывается нечеткими атрибутами: уровень интеллекта (IQ >90), склонный к анализу, в меру азартен. Предмет рекламы ограничен спецификой основного инструмента — телевизионной игры викторины Загадочные картины. Вопросные задания предполагают структуризацию изображения с предметом рекламы, следовательно, он должен быть достаточно сложным предметом.

Когнитивная реклама задействует процесс мышления. В этом ее основное отличие от большинства других рекламных технологий, в этом ее достоинство, в этом ее недостаток (несколько узкая ниша когнитивной рекламы). Мышление однозначно определяет осознанный подход к поиску информации о предмете рекламы, а значит, он становится ближе потребителю рекламного продукта, хотя тот в целом ряде случаев может и не догадываться об этом.

Шалимов Петр Юрьевич, Проект когнитивной рекламы

© Шалимов П.Ю, 2011 г.

Просмотров: 824
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • А.А. Гостев. Образный канал рекламы
  • С. Романюха. Бренды, как психоактивные вещества для современного потребителя. Психология бренда
  • Почему мы «подсаживаемся» на игры: психология игры
  • В.И. Шуванов. Психология цвета в рекламе
  • Н. Эяль, Р. Хувер. Триггер и мотивация в рекламе
  • Виктор Шейнов. Развитие творческого мышления: упражнения для тренировки
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Катерина Ясько. Мозг ребенка и компьютерные игры
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Александр Федоров. Раскрыт психологический секрет игры «Тетрис»
  • М. Айзенк, М. Андерсон. Тренируйте свою память. Мнемонические приемы для улучшения памяти
  • Георгий Почепцов. «Игры разума» у военных и в спецслужбах
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Мыть руки следует не только перед едой, но и после принятия важных решений
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология самолечения телевизионной зависимости. - Г. Чаусовский
  • Георгий Почепцов. Военные исследования проблем коммуникации и мышления. - Георгий Почепцов
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Как тренировать мышление
  • Георгий Почепцов. Роль информации в гибридных войнах
  • Г. Фельсер. Шесть признаков для симпатии
  • Людмила Богуш. Технология четырех «П» для управления временем
  • Как понравиться при знакомстве: научный подход
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Ольга Старова. Средства массовой информации как источник агрессии. - Ольга Старова
  • Владината Петрова. Толкование любимой сказки с точки зрения теории доминирования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь